РАЗМЫШЛЕНИЯ О НОВОЙ ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И О ТРИЗ-ПЕДАГОГИКЕ
Чему учить?
От века основной функцией педагогики было: воспроизводство культуры общества, передача культуры следующему поколению. Культура — это совокупность поведенческих стереотипов, принятых данным обществом; основных научных и бытовых понятий и парадигм; устоявшихся технологий и способов решения задач. Привычка умываться по утрам, уголовный кодекс, технология производства сыра, теорема Виета о корнях квадратного уравнения — все это элементы культуры.Основное противоречие современного образования, связанное с этой функцией — это противоречие между огромной скоростью накопления знаний человечеством и сравнительно низкой скоростью накопления знаний отдельным человеком. Объем совокупных знаний человечества растет как минимум в геометрической прогрессии. А технологии обучения отдельного человека остаются практически без существенных изменений и не обеспечивают соответствующего роста усвоения знаний. Как быть?
До сих пор увеличение образованности достигалось в основном путем экстенсивным: увеличением времени ученичества. Современная педагогика знает и ряд приемов интенсификации обучения, но в целом проблемы они не решают. Есть и достаточно сильная (но не проработанная технологически) идея: обучать, прежде всего, не конкретным знаниям, а способам быстрого и эффективного усвоения знаний (умению учиться). Разработать эту идею технологически — одна из проблем современной педагогики. И на этом пути предстоит сделать немало педагогических изобретений.
Но содержание педагогики 21 века будет определяться еще одной функцией, которая вызрела в информационном взрыве 20 века. Какой? Давайте разбираться...
Известный физик Лео Сцилард предложил простой образ: изобразим все знание человечества как шар. Тогда пространство вне шара — область неизвестного. Поверхность шара символизирует границу с неизвестным. Но чем больше объем знаний, тем больше площадь соприкосновения с неизвестным. И каждая точка этой площади — новая задача.
Область соприкосновения с неизвестным = область новых знаний (риc. 1)
Количество новых задач, с которыми приходится сталкиваться людям, резко возросло. И ответственность за решение новых задач также возросла. Хорошее решение задачи — новые возможности. Плохое — новые неприятности, вплоть до экологических катастроф. Впервые в истории человечества появилась потребность в целенаправленной и массовой (!) подготовке Решателей.
Скажем так: необходима профессия Решателя. Не просто физика или техника, химика или биолога, психолога или социолога, а именно Решателя. Потому что современность все чаще сталкивает нас со сложными многофакторными задачами, которые значительно шире любой конкретной специальности. Кто-то должен вязать концы в единый узел, кто-то должен понимать язык и интересы представителей разных специальностей. И если творчество вообще подлежит изучению и имеет свои закономерности — кто-то должен уметь ими пользоваться...
Может быть, это — подсказка к разрешению противоречия? Мы не можем всех сделать гениями. Но можем вооружить многих сильными методами решения сложных задач! Можем ли?
Во всяком случае, зафиксируем вывод: подготовить к встрече с новыми задачами, с которыми не приходилось сталкиваться раньше — вторая основная функция педагогики, появившаяся в результате научно-технической революции. И функция эта становится главной.
Остается непростой вопрос: как строить учебный курс, целью которого будет подготовка сильных Решателей? Попробуем вычленить основные направления такого курса.
Воспитание Решателя
Цель: формирование характера и мышления Решателя, готового к столкновению с новыми проблемами.Достижение цели предполагает разработку педагогической системы, которую мы и называем сейчас ТРИЗ-педагогикой. Содержание ТРИЗ-педагогики во многом будет определяться такими направлениями:
Рис. 2
Раскроем содержание каждого направления подробнее.
I. Развитие творческой интуиции
Говорят, академику Туполеву достаточно было одного взгляда на эскиз самолета, чтобы сделать вывод: полетит или не полетит.Развитая интуиция — следствие большого числа решенных задач. Развитие творческой интуиции Решателя предполагает наличие в учебном курсе большой базы творческих учебных задач .
II. Обучение методам решения творческих задач
Естественно, ТРИЗ-педагогика опирается на разработанные в рамках теории решения изобретательских задач методы: операторы снятия стереотипов, приемы разрешения противоречий, алгоритмы решения творческих задач и другие решательные механизмы ТРИЗ. В тоже время ТРИЗ-педагогика не пренебрегает другими методами , используя их как вспомогательные.В ТРИЗ-педагогике накоплен опыт преподавания методов решения творческих задач различным возрастным группам — от детей дошкольного возраста до студентов и взрослых специалистов. Естественно, на адекватных возрасту примерах и задачах. Эффективное освоение специальных методов изобретательской деятельности опирается на фундамент сильного мышления, к основным свойствам которого следует отнести умения:
искать и выделять закономерности в массиве фактов;
видеть не явно заданные качества предметов и явлений, скрытые ресурсы для решения задачи;
выстраивать причинно-следственные цепочки, в том числе разветвленные с необходимой степенью подробности;
владеть аппаратом формальной логики в условиях недостаточного знания;
выделять главное и задавать вскрывающие суть вопросы (человеку или природе — тогда речь идет о постановке эксперимента);
выдвигать (сознательно генерировать) гипотезы и выстраивать систему проверочных опытов;
оперировать противоречиями;
свободно пользоваться широким полем различного вида аналогий;
строить различного типа классификации.
III. Обучение организации творческого труда
Можно быть очень талантливым человеком и ничего не успеть сделать в жизни... Без упорной работы над этюдами не будет музыканта-виртуоза. Плодотворная работа Решателя не представима без умения организовать свой труд.Организация труда включает в себя :
планирование ведения научной работы;
умение работать с базами данных, в том числе организовывать собственные базы данных;
реферирование;
владение скоростным конспектированием, умение «свертывать» информацию в емкие опорные сигналы (образы);
навыки скорочтения;
планирование рабочего времени;
…
Не менее важными представляются умения, необходимые при организации коллективной интеллектуальной работы:
умение вести научную дискуссию и четко аргументировать доводы;
умение представить отчет о своих достижениях в устной и письменной форме;
умение редактировать, рецензировать и дополнять работу коллеги (другого учащегося);
...