Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

				
Содержание

[Опубликовано на сайте 31.12.2006]
[Обновлено 30.10.2009]

Главная / Книги /
Интеллектуальное айкидо

ЧАСТЬ 4. ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ПОЛИГОН

1. Высший пилотаж или узор на крыльях бабочки?

(Что такое «Творчество»?)

Ну, что ж, дорогой читатель! Дело идет к промежуточному финишу!

В этой книге вы познакомились с сотней-двумя удачных, сильных решений. Вероятно, некоторые решения вы нашли сами.
На этих примерах можно видеть, что сильные решения не только дают результат, но и могут казаться красивыми. Результат достигнут минимальными затратами, как бы играючи, иногда он производит впечатление чуда.

Мы думаем, такие решения можно без натяжки назвать творческими, а «сам процесс» получения результата — творчеством.
И наоборот: то, что безоговорочно принято считать творчеством (создание музыки, картин, стихов и прозы, фильмов и спектаклей) — можно представлять как решение проблем, которые Автор ставил перед собой, когда создавал Произведение — и в конце концов худо-бедно эти проблемы решил.

Очень похоже, что понятие «Творчество» находится в положении священного слона, имеющего 99 имен. Причем настоящее, сотое, известно лишь ему одному.

    Сто первое определение творчества можно дать по аналогии с известным определением искусства: нечто считается произведением искусства, если его считает произведением искусства автор и хотя бы еще один человек.1

Соответственно, в этой книге мы рассматриваем лишь один из подходов к понятию «творчество». Никто не требует от поэта, который пишет о Любви, чтобы он выразил все оттенки этого чувства, присущие всем людям. Для хороших стихов достаточно, чтобы поэт выразил свои собственные чувства.
Так что мы продолжаем гнуть свое.

Можно ли считать творчеством новый юридический закон или новое управленческое решение? План военной операции? Создание новой фирмы, новой партии, новой религии, новой компьютерной игры или компьютерного вируса?
Открытие новой математической теоремы или нового закона природы)?
Отыскание неочевидного выигрыша или спасения в шахматной позиции?

На все эти вопросы наш ответ — да! Мы в этой книге исходили из того, что творчество — создание нового и полезного продукта в любой области жизни. Вопрос о том, полезен ли продукт, решает его создатель (поскольку продукта, полезного всегда и для всех, нет в природе).

С этой точки зрения изобретение пороха, водки, колючей проволоки или атомной бомбы мы на полном серьезе считаем творчеством.

Тут мы сталкиваемся с Парадоксом Прометея: с помощью огня можно сварить суп, а можно сжечь дом соседа. Яд и лекарство — две стороны одной медали (возьмите для примера морфий).

ГРУСТНЫЙ ПРИМЕР НА ЭТУ ТЕМУ:

Из криминальной статистики Казахстана.
Оказывается, самое большое количество убийств в стране — 60 процентов — совершается обычным кухонным ножом. За девять месяцев 2004 года в Казахстане было совершено 3553 убийства. В 2134 случаях орудием преступления стал обыкновенный кухонный нож. Как говорил мудрый Лао-цзы, «доброе оружие — зловещее орудие». И такие примеры — скорее правило, чем исключение. Впрочем, судите сами.

В середине 19 века появилась фотография, и в том же году появился порнографический фотомонтаж.

Первые компьютеры родились, чтобы дешифровать сообщения военного противника, а современные компьютеры в лучшем виде помогают раскалывать банковские коды.
Одновременно с компьютерными программами появились компьютерные вирусы.

Интернет появился, чтобы облегчить контакты ученых из «закрытых» лабораторий. Вряд ли тем ученым даже в страшном сне могло присниться, что популярным применением Интернет станут порносайты.

Как видите, нет такого изобретения, которым нельзя злоупотребить. Книги, радио, телевидение дают неисчерпаемые возможности внутреннего роста. И дают такие же неисчерпаемые возможност и для промывания мозгов дорогим согражданам.
Мы пытались вспомнить хотя бы одно достижение человека в любой области жизни, которым злоупотребить невозможно … Не получилось! Попробуйте сами, может быть, у вас получится…

Вы думаете, это касается только технических достижений? Посмотрите на социальные изобретения: школа… медицина…государство… церковь (конечно, кроме той, к которой принадлежите вы сами, читатель)…наука… демократия… цивилизация… Каждое из них — бочка меда, но с изрядной ложкой дегтя.

Так что приемы решения проблем, которые вы могли освоить по этой книге — обоюдоострое оружие. Их в принципе возможно обратить и во зло (вспомним пылесос для сбора алмазного урожая). Точно также герой Шерлок Холмс и злодей профессор Мориарти пользуются одной и той же логикой и в равной степени изобретательны. На каждого великого мага Дамблдора найдется великий маг сами знаете кто…

Опять просматривается аналогия с Айкидо. Мастер Айкидо при желании легко мог бы покалечить или убить человека. Интересно другое. Почему он, как правило, не делает этого? Чтобы быть в гармонии с силами Вселенной. Другими словами, Мастер, видимо, улавливает в Мире неочевидные обратные связи. Они так или иначе, рано или поздно возвращают удар тому, кто его нанес — как деревянная колода возвращает удар мишке, который от нее отмахнулся.

Поэтому, применяйте на здоровье искусство решения проблем, действуйте на всю катушку, но — «Минздрав предупреждал»!

5. Формула невозможного: счастье от ума? (неизбежность изобретений)

    При ходьбе набив мозоли,
    Путь-дороженьку кляня,
    Пешеход, кряхтя от боли,
    Взял да выдумал коня.

    Голый выдумал одежду,
    Нищий выдумал суму,
    Утопающий — надежду
    (Чтоб тонуть не одному).

    Вадим Шефнер, «Подпись к лубку».

Альберта Эйнштейна спросили, зачем нужна наука. Он ответил: «Никто не чешется, если у него не зудит».

Дорогой читатель, вам когда-нибудь встречались ветровые автомобильные стекла, которые не увлажняются, поэтому зимой не замерзают, и в дождь обзор через них, как в хорошую погоду? Вы верите, что простыни в больнице можно спроектировать так, чтобы они самоочищались от загрязнений и попутно убивали попавшие на них бактерии и вирусы? Можете Вы себе представить, что порванная ткань будет сама собой чиниться, наподобие человеческой кожи?

Все это, конечно, не «уже в продаже», но уже возможно, есть экспериментальные образцы таких интеллектуальных материалов (например, покрытие самолета «Стеллс»), и держим пари, лет через пять люди уже не смогут представить, что можно жить и без них. — как сейчас трудно представить мир без мобильных телефонов или без сети Интернет. И рядовому пользователю будет казаться, что это было — всегда, а скорее всего, он перестанет эти навороты замечать, как не замечает воздух, которым дышит. Вы в восторге, что для вас доступны железная дорога, самолет или, скажем, обезболивание при операции? Счастливы ли вы, что можете пользоваться стиральной машиной или сливным бачком для унитаза?

А вот если этот доступ ко всем этим устройствам исчезнет, станет неуютно. Поскольку каждое из перечисленных изобретений — это решение острых проблем, и кому охота решать эти проблемы заново…

Так вот, самое интересное: и железная дорога, и самолет, и обезболивание — все эти сильные решения безоговорочно считались невозможными. Заметьте, этот приговор выносили не «отстойные тормоза», а эксперты — крупнейшие специалисты в своей области.

ПРИМЕР 1

В 1810 году, когда Сертермер синтезировал морфий, профессор Людвиг Гилберт назвал это лекарство "ненаучным и нехимическим".

В 1844г.известный хирург Альфред Вильпо публично сказал: «попытки избавить пациента от боли при операциях — химера, от которой чем раньше откажешься, тем лучше… Нож хирурга и боль неотделимы друг от друга. Сделать операцию безболезненной — это мечта, которая никогда не осуществится.»

А уже в 1846 г. Мортон произвел первую публичную операцию с использованием эфирного наркоза. Постепенно возник новый раздел медицины — анестезиология, который необратимо изменил медицину и все медицинское образование.

ПРИМЕР 2

В американской газете "Quarterly Review" за март 1825 года презрительно высмеяли утверждение, что локомотивы могут передвигаться "в два раза быстрее почтовых карет!"

ПРИМЕР 3

Саймон Ньюкомб, первооткрыватель планеты Нептун и директор обсерватории ВМС США, в 1894 году рассчитал, что полеты аппаратов тяжелее воздуха невозможны; в 1901 году его новые расчеты показали, что аэроплан сможет перевозить груз с весом насекомого.

ПРИМЕР 4

В 1940 году фирма IBM официально заявила: "Фирма никогда не станет осваивать в своём производстве электронный цифровой компъютер".

Вы, должно быть, узнали в этих эпизодах нашу старую знакомую — психологическую инерцию. Вот пара показательных эпизодов на эту тему, которые имели место на родных просторах.

ПРИМЕР 5

Кесарю — кесарево, слесарю — слесарево!
Василий Блинов первым в мире догадался найти новое применение гидравлического затвора, предназначенного для паровых котлов военных кораблей. И вот ранним утром 1887 года ведущие ученые Санкт-Петербурга явились на секретное испытание в лабораторию Императорского Университета. Потрясенные гениальной простотой изобретения, ученые один за другим на себе испытали новинку господина Блинова. И, надо отдать им должное, сразу поддержали.

Однако православная церковь поначалу была против, считая это дьявольским изобретением. Новое устройство благословили лишь после того, как им воспользовались высшие чины Священного Синода, приглашенные на обед к императору. Сейчас, наверное, каждый человек во всем цивилизованном мире пользуется этим устройством. Что бы понять что это, нужно посидеть и подумать. Тогда нетрудно догадаться, что устройство это — …унитаз.

ПРИМЕР 7

Постой, паровоз, не стучите, колеса!
В 19 веке в России, во время первых показательных поездок паровозов, одна дама кричала: "Не поедет! Не поедет!". Когда же паровоз тронулся, она на секунду замолчала, а потом принялась кричать с новой силой: «не остановится, не остановится!!»

Можете представить себе страшный сон (или сценарий ужастика): вокруг вас исчезли все устройства, которые считались невозможными. Мир в буквальном смысле рухнет, останется у разбитого корыта. Примеров, которые мы привели, достаточно, чтобы увидеть парадокс: мы сейчас можем существовать благодаря «невозможным» устройствам и технологиям. Эта лавина изобретений появилась как сильные решения, как ответ на лавину проблем, которые приходилось непрерывно решать, просто чтобы сносно жить.

Какое это имеет отношение к теме нашей книги? Мы НЕ считаем, что в жизни всегда есть место подвигу. Но считаем, что в жизни всегда есть место сильным решениям.

Вы освоили некоторые приемы получения сильных решений, и теперь можете «вставить свои пять копеек» в увлекательное дело — решение проблем. Можете перейти из разряда Зрителей в не очень многочисленный отряд Игроков. Причем, как можно видеть из последних примеров, основная трудность для Игрока — не столько решить проблему, сколько убедить Зрителей, что это им на пользу. Почему так получается? Ответ можно увидеть с помощью приема «Обратная связь»: Игрок находит Жемчужное Зерно, нечто Новое и Перспективное — а оно нарушает сложившееся равновесие. И, как того требует «строгий принц Ле-Шателье», возникают процессы, которые стремятся равновесие восстановить. Вряд ли биндюжники (ломовые извозчики, «водители» лошадей-тяжеловозов) были в восторге, когда появились грузовики. Вряд ли нефтепромышленники обрадуются, если электроэнергию в любом количестве можно будет получать из воды у себя дома. Допустим, вы — Врач и придумали таблетку «Идеальное Здоровье». Съел — и порядок: всю жизнь ничем не болеешь. Стоит копейки…И врачей очень скоро ожидает судьба биндюжников. Как они отреагируют? И как это скажется на вашей судьбе?

Какие проблемы возникают, когда Игрок проводит в жизнь сильное решение, как справиться с этими проблемами с помощью освоенных подходов, чтобы «счастье от ума» не превратилось в «горе от ума» — в продолжении нашей книги, которое следует. А пока — набирайтесь опыта, находите вокруг себя новые задачи и решайте их. Теперь вы можете тратить на это гораздо меньше сил, получая при этом гораздо больше удовольствия.

Минимальные затраты — оптимальные результаты!

    От авторов:

    Назначение этой учебной книги — собрать эффективные решения проблем во всех областях жизни. Отсюда следует, что многие (но не все!) примеры и задачи почерпнуты из всевозможных источников по принципу, который сформулировал еще Александр Пушкин: «Свое беру везде!». Главной целью заимствования было — соответствие материала учебной теме.

    Тут авторы столкнулись с проблемой: от обилия ссылок в тексте страдает читатель, поскольку восприятие такого текста затруднено. Если ссылок в тексте нет — страдает самолюбие авторов заимствованных сюжетов.

    Поэтому авторы книги пошли по такому пути: ссылки в текст не ставить, а заимствования перечислить в конце текста. Просим занитересовнных лиц высказаться, насколько это, с их точки зрения, допустимо.




1 Это определение позволяет избегать споров, хотя вряд ли помогает отличить творчество от чего-нибудь другого — примечание редактора сайта А. Гина.

ЧАСТЬ 3. НА ВСЯКИЙ ЛОМ НАЙДЕТСЯ ПРИЕМ! «Интеллектуальное Айкидо» — учебный курс творческого мышления Следующая глава