Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

				
Содержание

[Опубликовано на сайте 31.12.2006]
[Обновлено 30.10.2009]

Главная / Книги /
Интеллектуальное айкидо

ЧАСТЬ 3. НА ВСЯКИЙ ЛОМ НАЙДЕТСЯ ПРИЕМ!

приемы решения проблем

Может показаться, что для решения огромного множества проблем необходимо огромное множество разных решений, для каждой проблемы — свое. К счастью, это не так.

Тонов не более пяти, но все изменения пяти тонов расслышать невозможно. Цветов не более пяти, но все изменения пяти цветов видеть невозможно. Вкусов не более пяти, но все изменения пяти вкусов ощутить невозможно. Боевых маневров существует не более двух видов — маневр обычный и необычный, — но все превращения обычных и необычных действий сосчитать невозможно.
Сунь-Цзы.

Есть интересная аналогия с музыкой: можно себе представить бесконечное количество мелодий, каждая из них, оказывается, состоит всего из семи нот. Если использовать аналогию с Айкидо: дело обстоит так: кажется, что в ходе борьбы может возникнуть бесконечное множество опасных ситуаций, вас могут атаковать рукой, ногой, палкой, ножом, мечом и т. д. Но, оказывается, приёмы, позволяющие противостоять разным вариантам нападения, примерно одинаковы и их немного.

Комбинируя приемы, можно «подобрать ключик» к каждой ситуации, возникающей в реальном бою.

Так и в Интеллектуальном Айкидо — множество проблем решается с помощью небольшого числа приемов сильного мышления.

В главе «Как решать свои проблемы» мы рассматривали сильные решения — решения, дающие при минимуме затрат оптимальный результат. Теперь настало время разобраться, какими конкретно приемами можно получить такие решения.

Переходим к делу: начинаем осваивать приемы сильного мышления — один за другим.

До каждого приема кто-то когда-то додумывался. Мы предлагаем вам, уважаемые читатели, попробовать самостоятельно пройти этот путь. Откройте для себя приемы сами! Для этого ниже мы приводим несколько примеров решения проблем. Проблемы, на первый взгляд, очень разные и возникали в различных областях жизни, но, с нашей точки зрения, все они были решены с помощью одного и того же «хода мысли», одного и того же приема. От вас требуется найти общий во всех примерах, главный ход мысли, который привел к успеху (этот ход, собственно, и есть прием). После этого сформулируйте, в чем суть приема и дайте ему короткое название. Затем Вы можете ознакомиться с нашей точкой зрения: мы дадим название приема и «формулу приема» — краткое изложение его сути.

После этого высшим пилотажем с вашей стороны будет — привести примеры применения этого же приема из любой известной вам области, в том числе из вашего личного опыта. На первый взгляд найти такие примеры трудно, но, как только появится хоть один пример, в голову тут же начнут приходить следующие.

ПРИЕМ 4. «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ УКРАСТЬ МИНАРЕТ, ТО СНАЧАЛА ВЫРОЙ КОЛОДЕЦ» (СДЕЛАТЬ «НАОБОРОТ»)

Суфийская мудрость.

ПРИМЕР 1

Запретный корнеплод
Во Франции к картофелю долгое время относились с недоверием. Существенную роль в популяризации картофеля сыграл парижский аптекарь Антуан Огюст Пармантье. Он выпросил у короля Людовика 16-го участок песчаной земли под Парижем и посадил на нем картофель. Днем Пармантье выставлял целый отряд вооруженных сторожей для охраны своего огорода. Ночью же охраны не наблюдалось. Зато нашлись любознательные крестьяне, которые решили проверить, что же так ревностно охраняет чудак-аптекарь. Они приходили ночью, тайком брали клубни и сажали их у себя. Только этого Пармантье и добивался. Очень скоро французские крестьяне полюбили новую культуру.

ПРИМЕР 2

Глубокий язык [1]

«Такие слова, как «радлаг» — (лагерь радости, т.е. каторжный лагерь), или «минимир — (министерство мира, т.е. министерство войны), обозначали нечто противоположное тому, что они говорили.
Джордж Оруэлл, «1984»

У советской власти был инструмент, которым она неизменно пользовалась еще с тех пор, когда властью не была. «Старые большевики» говорили, что большевистские документы — особые. Если там написано «мирная демонстрация», скорее всего, речь идет о вооруженном восстании. Если написано «Да», то это, как правило, значит «Нет», и наоборот. Такой способ скрывать смысл своих действий от посторонних называется «Глубокий язык». Примеры использования «глубокого языка» неисчерпаемы. Вот только некоторые из них:

  1. Если говорилось, что «враждебные классы усилят террор в отношении советской власти», то это значило, что советская власть усилит террор против враждебных классов.
  2. Во всех советских (и не только) исторических документах и в учебниках истории утверждается, что до 22 июня 1941 года Советский Союз во Второй Мировой Войне не участвовал. А теперь сравним действия Советского Союза с действиями Германии: В сентябре 1939 года Германия захватывает часть Польши — а Советский Союз захватывает оставшуюся часть Польши. Германия захватывает Чехословакию, Данию, Норвегию — Советский Союз нападает на Финляндию, после чего сосредотачивает силы на границе Литвы, Латвии и Эстонии, и Прибалтика предпочитает сдаться. После этого СССР «просит» вернуть Бессарабию и Буковину и подкрепляет свою просьбу созданием фронта на границе Румынии. Румыния соглашается.

Итак, за период, когда «СССР в войне не участвует», ВСЕ европейские соседи СССР подвергаются агрессии. За это время Советский Союз присоединяет территории с общим населением в 23 миллиона человек. Однако согласно официальным документам СССР и до сих пор считается, что в войне страна при этом не участвовала.

И позже, во времена громогласной «борьбы за мир во всем мире», советские военные советники «боролись за мир» в Корее, Вьетнаме, Египте, Анголе, Афганистане и кто знает, где еще.

Впрочем, для справедливости надо сказать, что «глубокий язык» применялся испокон веков. Знаменитый английский политик Дизраэли(?) всерьез считал, что речь дана дипломату для того, чтобы скрывать свои мысли. А три тысячелетия назад китайский полководец Сунь-цзы учил, как надо обманывать: «Если есть, покажи что нет. Если можешь, покажи, что не можешь. Если близко — покажи, что далеко. Если показываешь — не показывай, что показываешь».

И все эти тысячелетия такой обман приносит успех. Так что если вам с высокой трибуны обещают «культурное возрождение» или «всеобщее процветание» — на всякий случай прочтите наоборот, а потом проверьте, как будет на самом деле.

ПРИМЕР 3

С точностью до наоборот [2]

Метод лечения неврозов «от противного» Виктор Франкл назвал «парадоксальной интенцией» (интенция — намерение, стремление). Тот самый симптом, от которого пациент страдает и хочет избавиться, вменяется ему в обязанность, становиться его заданием, его «надо». «Не спите ночью? — говорил Франкл пациентам, — Прекрасно. Старайтесь не спать! Старайтесь изо всех сил, бодрствуйте! Боритесь с мельчайшей крупицей сна!» Пациенты, выполняющие это назначение добросовестно, с изумлением сообщали, что после какого-то критического момента сон вдруг начинал сваливать их так быстро, как никогда — словно подземная река, наконец-то прорывшая себе русло…

ПРИМЕР 4

Кто от кого произошел
Японский правитель Одо Нобунага был знаменитым воякой и тираном жестокости беспредельной, был уродлив как мартышка и не терпел лжи. Всех, кто поступал не в соответствии, он рубил в капусту.

— Правда ли, что я похож на обезьяну? — спросил он однажды своего приближенного, до которого давно добирался.
— Да что вы, ваше превосходительство! — выкрикнул он. — Как можно?! Наоборот, это обезьяна имеет честь походить на вас!

Что и привело диктатора в самое превосходное расположение духа.

Формула приема

Если ваши действия по решению проблемы не приводят к требуемому результату, попытайтесь сделать наоборот.

И, как обычно, приведите собственные примеры на тему «наоборот» — из личного опыта, литературы и т.д.

Комментарий.
Есть поговорка: «Послушай женщину и сделай наоборот». Авторам кажется, что «сделать наоборот» бывает полезно и в других случаях. Решиться на этот прием трудно, потому что привычный способ действия поддерживается психологической инерцией — но зато действует прием безотказно. Впрочем, судите сами.
  • Прославленный командир подводной лодки Александр Маринеско отличался тем, что действовал ровно наоборот по сравнению с тем, чего ждал противник. Обычно подводники атаковали цели со стороны моря — он атаковал со стороны берега. Как правило, подводные лодки атаковали цели из подводного положения, так было в принципе безопаснее — он, чтобы догнать цель, атаковал из надводного положения, причем однажды пошел на конвойные суда, включив сигнальные огни.
    После поражения цели другие лодки стремились как можно скорее уйти в море — подальше от конвойных судов. Потопив свою самую знаменитую цель, транспортный корабль «Густлов» — «непотопляемый символ третьего рейха», Маринеско вернулся на «место преступления», а в море ушел после того, как его перестали искать.
  • Жена Сталина Надежда Аллилуева хранила листовки с «Манифестом» Рютина (оппозиционера) прямо в доме начальника Ленинградского ГПУ (своего родственника). Она выросла в доме, где прятались нелегалы, и понимала, что самое надежное место для хранения — дом того, кто ищет.
  • Однажды знаменитый физик Рентген получил письмо: некий бравый полковник просил прислать несколько рентгеновских лучей и объяснить, как ими пользоваться. У него в груди засела пуля, но приехать к Рентгену он не может из-за нехватки времени. Ученый нашел выход из ситуации. Он посоветовал больному прислать для обследования грудную клетку.
  • Английский государственный деятель Филипп Честерфилд говорил: "Никогда не придерживай людей за пуговицу или за руку, чтобы тебя выслушали. Если тебя не хотят слушать — придержи язык".
«Ступени мастерства образуются сменой привычного на противоположное. Как горизонталь ступени сменяется вертикалью».
В. Тарасов «Книга для героев».

Упражнение

Используют ли глубокий язык сейчас? Какую правду открыла вам газета «Правда»? Охраняет ли ваше здоровье «министерство здравоохранения»?
В газетах о депутатах пишут: «слуги народа». А кто кому служит на самом деле?
На будке автоинспектора написано: «Пункт оказания помощи участникам дорожного движения. Если вы водитель, попытайтесь вспомнить, какую помощь вы получали от автоинспекторов.

Разведчиков учат: «Не верьте тому, что вам настойчиво демонстрируют, ищите то, что от вас прячут».
В. Суворов

Тренировочные задачи

ЗАДАЧА 1

Пуд золота [3]
В небольшой лаборатории исследовали действие горячих кислот на металлы. В камеру с толстыми стальными стенками помещали десяток кубиков из разных металлов и заливали кислоту. Затем камеру закрывали и включали электропечь. Опыт продолжался 2-3 недели, потом кубики доставали и взвешивали, чтобы определить, какая часть кубика «съедена» кислотой.

— Плохи наши дела» — сказал однажды заведующий лабораторией — Кислота разъедает стенки камеры.
— Облицевать бы их чем-нибудь — предложил один сотрудник — может быть, золотом.
— Или платиной, — сказал второй.
— Не пойдет — возразил заведующий, — Я подсчитал — дешевле камеру выбросить, новую поставить.

Дорогой читатель, что бы посоветовали Вы? Понятно, что уход от задачи — оставить все как есть и через некоторое время выбросить камеру. Лобовая атака — раскошелиться на золотое покрытие. Но вы уже достаточно знаете, чтобы отыскать сильное решение.

ЗАДАЧА 2

Бутылочки с ликером [4]
Как делают шоколадные конфеты с ликером или коньяком внутри? Сначала делают шоколадную оболочку, потом заливают в нее ликер. Он должен быть густым, иначе конфета будет непрочной. Но густой ликер трудно залить в оболочку. Можно его нагреть, но тогда он расплавляет шоколадную оболочку. Ваши предложения?

ЗАДАЧА 3

Протез для Джона Сильвера [5]
При протезировании ног очень важно, чтобы искусственная нога была точь-в-точь как другая, живая. Казалось бы, это несложно: снять слепок с живой ноги и отлить в нем искусственную. Но так не получается, потому что две левые или две правые ноги никому не нужны. Как же быть?


[1] Виктор Суворов «Ледокол» Москва, «АСТ», 1994.
[2] В.Л. Леви «Искусство быть собой» выпуск №3, Москва, «Торобоан» 2001.
[3] Г. Альтов, «Тут появился изобретатель», М. «Детская литература», 2000.
[4] Г. Альтов, «Тут появился изобретатель», М. «Детская литература», 2000.
[5] Б.Л. Злотин, А.В. Зусман «Месяц под звездами фантазии», Кишинев, «Лумина», 1988.

ЧАСТЬ 2. СИЛА ВООБРАЖЕНИЯ ЧАСТЬ 4. ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ПОЛИГОН Следующая глава