Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

				
Содержание

[Опубликовано на сайте 28.12.2004]
[Обновлено 20.04.2007]

Главная / Картотеки /
Картотека педагогических изобретений и задач

Предисловие ко второму и последующим блокам картотеки

Пока мы не считаем возможным и необходимым дать точное определение понятию «педагогическое изобретение». В данную картотеку мы помещаем так или иначе касающиеся образования изобретения, придумки, новые приемы и технологии. Изобретение может быть глобальным или касаться лишь одного урока по конкретной теме, оно может предназначаться для школы, вуза, семейного воспитания…

В дальнейшем мы надеемся обобщить картотеку, найти закономерности и подходы к решению образовательных задач. А пока ее можно рассматривать как полезное и занимательное чтение, концентрат для расширения педагогического сознания.

Если Вы, уважаемый читатель нашего сайта, примите участие в собирании коллекции педагогических изобретений, мы рады будем отметить Ваше авторство в присланных Вами карточках.

С уважением, Ю. Мурашковский, А. Гин.

Блок 2

Робот-дымокур

Его можно увидеть во многих шведских школах. По внешнему виду робот похож на подростка, только грудная клетка прозрачная. Если Сэму — так прозвали робота школьники — вставить в рот зажженную сигарету, он начинает жадно затягиваться. И зрители видят, как в прозрачных легких скапливаются никотин и копоть, как бронхи из чистых становятся грязно-желтыми. Агитация — лучше и нагляднее не придумаешь.

Управление коллективом по А.С. Макаренко

«Не могу себе представить, чтобы в моем детском коллективе во время пожара я бросился бы кого-либо спасать. Я должен сидеть в центре и спокойно разговаривать по телефону. Все сделают ребята, — и потушат, и спасут, и придут доложить, что все кончено».
А. С. Макаренко. Собрание сочинений в 7-ми томах, 2-е изд. — М., 1957, т .5, с. 369.

Комментарий А. Гина:
Я рассматриваю это как изобретение на ранге организации (администрирования). Новый — в разрез с общепринятым — подход к управлению коллективом.
Автор карточки: А. Гин.

Моцарт для тестов?

Ученые Калифорнийского университета провели эксперимент с участием студентов: в течение 10 минут те слушали фортепьянное сочинение Моцарта, и проведенное вслед за этим тестирование их интеллектуальных способностей дало значительно более высокие результаты. Так, после прослушивания сонаты ре-мажор для двух фортепьяно
(соч. 448) тестирование уровня интеллекта дало показатели как минимум на 8-9 пунктов выше, чем после прослушивания пленки с записью пения птиц и шума морского прибоя. Однако подобный эффект имеет кратковременный характер. Чем же он объясняется? Один из исследователей, доктор Ф. Раушер, считает: «Эта музыка может возбуждать в мозгу нервные связи, играющие большую роль в процессе познания».

Комментарий А. Гина:
Можно ли это трактовать как изобретение: «кратковременное повышение интеллектуальных способностей путем возбуждения в мозгу нервных связей с помощью музыки»?
Автор карточки: А. Гин.

Бить или не бить?

Яснополянские крестьяне колебались, стоит ли отдавать детей в школу Л.Н. Толстого, так как сомневались в серьезности обучения без битья.
В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко. Мозг Обучение Здоровье. —
М.: Просвещение, 1989.

Комментарий А. Гина:
В качестве изобретения я предлагаю рассматривать способ обучения «без битья». Конечно, изобретение более чем локальное и исторически обусловленное. Попытки уйти от физических наказаний делались передовыми педагогами многократно и задолго до Толстого. А вот делались ли ранее такие попытки именно в российской школе для детей «низкого сословия» — мне неизвестно.
Автор карточки: А. Гин.

Компьютер лекцию не заменит

Преподаватели японской школы в основном молодые, и процентов на 70 из них — мужчины... А урок — это лекция — беседа... Ученики не стесняются задавать вопросы. Можно и посмеяться, пошутить над учителем... «Нервные срывы» со стороны преподавателя исключены... ...Как ни странно, в школе японцы компьютерами и видеомагнитофонами не пользуются. Есть, конечно, видеоклассы, где иногда показывают учебные видеофильмы, есть компьютеры, но занятий по программированию и практических тренировок нет. В Японии проанализировали опыт США, где из-за слишком широкого внедрения в процесс обучения видеомагнитофонов и компьютеров упал общий уровень подготовки школьников и студентов, и пришли к выводу: лекция лекцией, компьютер компьютером.
Статья «Не жмет ли воротничок» М. Григорьева из газеты «Собеседник». (Цитируется по книге О. Андреева и Л. Хромова «Учимся быстро читать»).

Комментарий А. Гина:
Этот факт к теме — последствия изобретений. Видео и компьютерная техника поначалу посеяли огромные надежды в передовых педагогических умах, теперь другая фаза осмысления этих новшеств. Что дальше?
Автор карточки: А. Гин.

Высшее образование по телевидению

Общественное телевидение передает учебные лекции по всей Америке уже более 10 лет. За это время число телестудентов увеличилось в шесть раз, превысив 300 000. Кабельная телесеть «Университет расширяет кругозор», охватывающая около 20 миллионов семей по всей стране, транслирует лекции из разных университетов. И хотя лишь некоторые из них выдают дипломы участникам «дистанционных программ», многие университеты позволяют заочникам накапливать зачеты, учитываемые на выпускных экзаменах. А многие слушают телевизионные курсы просто из чистого интереса, не помышляя о дипломе.
Ж. «Америка», 06.1994.

Комментарий А. Гина:
Изменение способов образования. См. также карточку Компьютер лекцию не заменит.
Автор карточки: А. Гин.

Четвертая революция в образовании?

Сэр Эри Эшби, известный британский специалист в области средств обучения, как-то заметил, что принесение видеомагнитофона в классную комнату является «четвертой революцией» в области образования. Первые три привели образование из дома в школу, придумали написанное слово, и, наконец, сотворили книгу, ставшую учебником. Американский общественный телеканал Пи-Би-Эс ежеквартально выбрасывает на рынок более 250 образовательных видеопрограмм. Ешь — не хочу!

Удивительно, но при всем при этом и у них (в США) не все гладко с этим видео. Скажем, многие американские учителя
(по некоторым данным, до 70%) просто не используют его на уроках. Очевидно, причиной этого является не только слабая методическая подпитка, но и просто психологическая неготовность педагогов к его применению.

Как отмечал известный отечественный исследователь
А. Джуринский, анализируя использование современнейшей технологии в школах Франции, сегодня нет ясного понимания, каков педагогический потенциал применения в школе инструментария, предложенного технологической революцией.
«Учительская газета» № 31, 1993.

Комментарий А. Гина:
Последствия изобретений высокого уровня. См. также карточки Компьютер лекцию не заменит и Высшее образование по телевидению.
Автор карточки: А. Гин.

Доступ к голове — после практики на тыкве

На медицинском факультете Кливлендского университета США будущие нейрохирурги, специализирующиеся на операциях головного мозга, овладевают тонкой техникой своей профессии, используя... тыкву. Применяя весь современный инструментарий, они пробуривают плотную тыквенную корку и извлекают из мякоти овоща семечки. Как говорят старшие коллеги студентов, «тыквенная практика» хорошо развивает «чувство инструмента». Лишь тех, кто проявил свои способности, «оперируя» тыкву, допускают в «анатомичку».
Газета «Гомельская правда», 19. 11. 1996.
Автор карточки: А. Гин.

Против узкой специализации

Кампания «Белл Телефоун Систем» (США, > 700 тыс. сотрудников на 1954 год) создала «Гуманитарный институт» для перспективных менеджеров — в качестве средства против узкой специализации.
М. И Э. Де Лиу. Как научиться быстро читать. С. 167.

Комментарий А. Гина:
Попытка бороться с одним из самых острых педагогических противоречий. См. также:
Семь противоречий нового образования
Противоречия образования
Автор карточки: А. Гин.

Зачет по беременности

Нежелательная ранняя беременность остается одной из важных проблем для американских школьников. И на практических занятиях по предмету «Ты и твое здоровье» (есть у них такой предмет в школах!) все тинэйджеры Техаса прилежно таскают специальное снаряжение — накладной живот, имитирующий разные сроки беременности, и груди к нему. Походив какое-то время беременным, каждый школьник должен решить для себя: стоит ли игра свеч в таком нежном возрасте? Результат превзошел все ожидания. Стоило преподавателям сказать юношам, что роды в сто раз тяжелее, чем ношение накладного живота, как количество беременных учениц в техасских школах резко пошло на убыль.
Газета «Знамя юности», 20.05.1994.

Комментарий А. Гина:
См. карточку Робот-дымокур. Здесь, похоже, тот же ранг и тип изобретения.
Автор карточки: А. Гин.

Тамагочи

Наверное, изобретатель «тамагочи» не предполагал, какую революцию вызовет в детском мире этот маленький микропроцессор, которого надо вовремя кормить, уложить спать и учить. Кое-где уже дана отставка кукле Маше и даже кукле Барби, красивым и нарядным, а наше чадо с умилением показывает всем, как потолстело изображение его питомца. Стыдно признаться, но я иногда ревную свою дочку к этой невзрачной пластмассовой штуковине, неизвестно почему покорившей ее сердце. Это бессловесное существо имеет непонятную, иногда даже пугающую власть над нашими загадочными детьми. Тайну сию будут разгадывать ученые, она будет пугать и озадачивать родителей и учителей. Давайте рассматривать феномен «тамагочи» как явление природы, которое нужно изучать, исследовать, защищаться от его катаклизмов и использовать его могучие силы на благо человека. Честно говоря, у меня недостаточно знаний, чтобы проанализировать этот феномен во всей его пугающей красе. Надеюсь, читатели этой статьи дополнят меня конкретными фактами, ссылками и соображениями. Здесь я попытаюсь обосновать концепцию образования и воспитания, использующую уже сложившиеся отношения детей с игрушками подобными «тамагочи». Практическая реализация такой концепции невозможна без создания компьютерной программы, работающей в специализированном устройстве или «живущей» вместе с множеством других программ на персональном компьютере.

Перечислим список принципов, положенных в основу предлагаемой версии электронной педагогики:

  • Ученик обучается и воспитывается посредством обучения и воспитания «тамагочи», что ни в коем случае не исключает и не отменяет других методов педагогики.
  • Для того, чтобы чему-то научить электронное существо, ученик должен не только обладать определенными знаниями, но и уметь их передавать своему детищу.
  • Один человек воспитывает одно или несколько электронных существ. Степени «образованности» и «воспитанности» их должны зависеть от старательности человека, его извечного желание сделать свое детище лучше.
  • Все «тамагочи» должны иметь одинаковую программу, которая совершенствует свой облик в зависимости от усилий «хозяина».

Стимулами к обучению являются:

  • признаки хорошего самочувствия, которые выказывает существо посредством электронных улыбок, индикации повышение веса, нормализации температур и т.д. Хорошее настроение и самочувствие электронного подопечного стимулирует те же ощущения у человека.
  • более высокий уровень знаний «своего» должен вызвать у человека чувство радости и стремление сделать его еще лучше. Для этого человек должен иметь возможность сравнивать достижения электронных существ.

«Тамагочи» начального уровня развития нуждается в «заботе» о себе. Существо высшего уровня воспитанности начинает «интересоваться» окружающими предметами и явлениями и его «самочувствие» зависит не только от внутреннего состояния, но от состояния окружающего мира.

Роль родителей и педагогов заключается в поддержке стремления детей сделать электронное существо более знающим и воспитанным. Они должны осознавать, что, заботясь об электронных существах, ребенок совершенствуется сам и, возможно, в сегодняшнем мире необходимо тренировать свое стремление заботиться и учить вот таким странным способом.

Педагогика «тамагочи» действенна только для детей определенного психологического склада, у которых выражено стремление заботиться о ком либо, но она может заинтересовать и детей, не обладающих «чадолюбием» в связи с тем, что это модно и интересно.

Практическое воплощение всего вышесказанного, требует создания самообучающегося программного продукта, обладающего довольно сложной моделью поведения и выражения своего состояния через псевдочеловеческие эмоции и параметры. Так как я занимаюсь практической реализацией синтеза речи, то выскажу ряд соображений об использовании речи в предполагаемом программном продукте.

Так как речь — неотъемлемое свойство известного нам живого мыслящего существа, то наша программа должна говорить.

Существо существует в резидентном режиме, и при возникновении потребностей, не изменяя содержимого экрана, дает знать о себе голосовым сообщением.

Правильность и стиль речи хозяин существа может изменять путем замены фонетической и текстовой составляющей голосовых сообщений. Таким же образом можно «научить» существо разговаривать на иностранных языках.

Возможно, новый «тамагочи», как всякий новорожденный, вообще не будет уметь разговаривать, а поначалу, только пищать. В процессе «общения» с человеком он будет постепенно обучаться различным словам и выражениям.

Я буду очень рад, если мои размышления кого-либо заинтересуют, и надеюсь, что меня поправят, дополнят и, возможно, не посчитают эти речи бредом сумасшедшего.
Автор карточки: Михаил Шишминцев, отец двух детей и одного тамагочи.

Гигантский глобус

Неизвестно, войдет ли детище учителя географии школы имени Ф. Ходжаева Кизилтепинского района Вали Улугова в Книгу рекордов Гиннеса, но специальной премии Министерства народного образования Узбекистана он уже удостоился. Вали Улугов своими руками создал гигантский глобус. Его диаметр — 2,1 метра, а общий объем — 14 кубических метров.
Газета «Комсомольская правда», 14.11.1995.
Автор карточки: Владимир Тен. Ташкент.

Средневековый тренажер

В средние века нечто, напоминающее устройство для обратной связи, использовалось при подготовке рыцарей к турнирам. Рыцарь атаковал щит, поднятый на уровень его пики. Если он нападал, не набрав нужной скорости, или попадал не туда, то щит переворачивался, и скрытый за ним мешок с песком сбивал рыцаря.
Э. Стоунс. Психопедагогика. С. 245.

Пушкин читает проповедь

Пушкин проездом вынужден был задержаться в Болдино, ибо свирепствовала холера. Именно там и тогда он написал великолепные стихи, вошедшие в золотой фонд русской поэзии. Однажды Пушкин попросил деревенского попа собрать крестьян. «Я хочу прочесть им проповедь» — сказал он. Помилуйте, Александр Сергеевич — возразил священнослужитель — у Вас же никакого сана нет! «Ну и что, твоя деревня или моя?» — прервал споры Поэт. И когда деревня собралась, Пушкин прочел им проповедь о пользе мытья рук. Чем, похоже, спас немало людей...
Источник: устойчивый слух, рассказывали по радио еще в «советские времена».

Комментарий А. Гина:
Изобретение заключается в том, что поэт нашел адекватную, новую, то есть не применявшеюся до него в обществе форму донесения полезных в быту знаний.

Пить, чтобы учиться

Ученые Брайтона пришли к выводу, что обезвоживание организма наносит серьезный вред учебному процессу, и теперь в британских школах на парте каждого ученика будет стоять бутылка воды.

Школьники во время учебного дня, как правило, не имеют свободного доступа к питьевой воде. Давно известно, что обезвоживание организма приводит к головным болям и потери концентрации внимания, а, следовательно, отрицательно сказывается на учебе. Однако теперь проблема может быть решена. У каждого британского школьника на парте будет стоять бутылка воды, которую он сможет пить в любое время — в течение урока или на перемене. Ежедневная норма для пятилетнего ребенка составляет 1,5 литра, а для десятилетнего — 1,75 литра. Новый проект уже реализуется в двух третях школ Британии, а к концу месяца планируется провести исследование результатов эксперимента.
http://www.aboutstudy.ru/news/h149.shtml
Автор карточки: А. Гин.

Штрихкод на странице учебника

В Пермском региональном институте педагогических информационных технологий разработана уникальная технология использования штрихкодов для управления мультимедийными приложениями: штрихкод на странице учебника с помощью ручного сканера запускает мультимедийное приложение. Технология позволяет запускать непосредственно из печатного издания файлы: текстовые; аудио; видео; презентации; страницы Интернет. Институт разработал правовую, научную, методическую и компьютерную основу поддержки технологии в учебном процессе образовательных учреждений. Технология была представлена на всероссийском форуме «Образовательная среда — 2003» во Всероссийском выставочном центре и оценена в числе лучших разработок.

Похожая технология разработана также А.М. Кушниром (Москва). Отличие в том, что вместо штрихкода используется любой фрагмент текста. Ручной сканер считывает несколько слов. По этим словам специальная программа идентифицирует фрагмент текста или страницу книги и запускает соответствующее им мультимедийное приложение. Патенты на полезные модели по заявкам 2004115274/22(017250) от 26.05.04 и 2004115274/22(017251) от 26.05.04.
Источник: письмо автора карточки.
Автор карточки: А. Кушнир.

Всего вам доброго, дорогие коллеги.
С надеждой на сотрудничество — Анатолий Александрович Гин, руководитель Лаборатории образовательных технологий «Образование для Новой Эры».
Контакт: lot@trizway.com
Шпаргалка участнику проекта