Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

				
Содержание

[Опубликовано на сайте 28.12.2004]
[Обновлено 20.04.2007]

Главная / Картотеки /
Картотека педагогических изобретений и задач

Шпаргалка участнику проекта


Как описывать задачи? Так, как вам удобно. Условие должно быть достаточно подробным и конкретным. Если к ней есть возможный ответ — замечательно. Если нет — не страшно.

Не забудьте указать, откуда вы взяли задачу (книга, статья в газете, личный опыт…), а также свою фамилию, имя-отчество и город.
Наш адрес: lot@trizway.com

Блок 1

На столах сидеть не принято

У классного руководителя проблема: никак не удается отучить одну из учениц сидеть на столе в классе во время перемены. Неоднократные разъяснения норм поведения действия не имеют: характер у девочки упрямый, а вредная привычка слишком сильна.

Как учителю добиться цели?

Подсказка
Противоречие исходной ситуации заключается в том, что вредная привычка складывалась годами, а воспитательное воздействие учителя кратковременно. Длительности и интенсивности корректирующего воздействия со стороны педагога явно не хватает для разрушения вредного стереотипа. Учитель получает решение путем мобилизации ресурса: референтная группа строптивой ученицы так же, как и классный руководитель, является носителем общепринятой нормы, но в силу естественных причин не проявляет активности. Нужно создать условия, чтобы «общественное мнение» работало на решение задачи.

Решение
На одном из уроков учитель просит учеников письменно ответить на вопрос: «Что нужно сказать человеку, который сидит на столе?» Затем наиболее интересные ответы он зачитывает в классе. После этого на столы уже не садится никто.
Задача предложена О. С. Михайловским.

Неуправляемая аудитория

Преподавателю поручили заменить неожиданно заболевшего коллегу. С некоторым опозданием он входит в аудиторию, в которой находится несколько десятков студентов. Длительное ожидание привело аудиторию в состояние возбуждения: слушатели общаются между собой, стоит постоянный гул. Ситуация осложняется тем, что публика совершенно не знакома с вошедшим лектором. Первые фразы преподавателя тонут в общем гуле — начать лекцию никак не удается. Известный прием типа: «Тихо! Чапай говорить будет!» — технически неосуществим.

Как быть преподавателю?

Решение
Использовать приемы дробления и асимметрии. Сознательно нужно поставить две части аудитории в разное положение. Например, обратиться только к первому ряду и заинтересовать его чем-либо. Это привлечет общее внимание «обездоленной» части публики — теперь можно вернуться к главной цели встречи.
Задача и решение предложены В. Н. Шарахиным.

Изобретение Виктора Алексеева

Выдающийся советский тренер Виктор Ильич Алексеев воспитал целую плеяду олимпийских чемпионов. В значительной степени успехи учеников основывались на изобретении тренера. Работая с рекордсменом мира Владимиром Трусеневым, Виктор Ильич предложил новый вариант техники метания диска. Тренировки проходили тяжело — трудно ломать выработанные годами навыки, которые, к тому же, позволили установить мировой рекорд. Алексеев слыл мастером показа: придумывая новые элементы техники, он на тренировках демонстрировал их своим ученикам, добиваясь точного повторения. Но в работе с Трусеневым сил и времени тренеру не хватало. И в этом случае Виктору Ильичу помогла изобретательность.

Как поступил тренер?

Решение
Тренер применил принцип «копирования»: он обучил новой технике мальчика, у которого, естественно, не было таких стереотипов, как у рекордсмена мира, т. е. создал свою копию. Теперь правильные движения демонстрировал Трусеневу мальчик, а Алексеев мог заниматься с другими учениками.
Журнал «Легкая атлетика», 1967.

Первоклассники оценивают себя

Учительница N приучает детей с первого класса оценивать свои успехи и достижения в учебе. Ребенок на специальном листочке отмечает, сколько раз он поднял руку, сколько раз ответил за урок, сколько раз его похвалили и сколько замечаний он получил. В конце урока он сообщает все свои записи учительнице, и она ставит оценку...

Оцените степень идеальности этого приема. Аргументируйте свое мнение.
Наблюдение А. Гина.

Завуч всегда прав?

На семинаре по приемам педагогической техники молодая учительница жалуется: «Завуч всегда критикует мои уроки, а я сильно переживаю. Она исходит из того, что как бы учитель ни провел урок, всегда есть за что поругать».

Как быть? Что порекомендовать учительнице?
Рассказ учительницы на семинаре А. Гина.

Уксусная кислота

На уроке ОБЖ учительнице нужно раскрыть тему «Опасность уксусной кислоты» (ее нельзя пить).

Как это сделать лучше всего?

Pешение
Прием «театрализация»: учительница может рассказывать о свойствах кислоты, а в это время один из учеников — по предварительной договоренности — делает глоток как бы исподтишка из бутыли с крупной надписью «Уксусная кислота» и демонстрирует отравление и боль…
Рассказал А. В. Кислов, СПб.
  Предисловие ко второму и последующим блокам картотеки Следующая глава