Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 28.11.2012]

Главная / Статьи / Педагогическая техника /
Конкурс шпаргалок как форма зачета

Сергей Банников

КОГДА ШКОЛЬНАЯ ОЦЕНКА ОТХОДИТ НА ВТОРОЙ ПЛАН

Шпаргалка — друг, враг, помощник или вредитель? Какова её роль в процессе обучения? И вот здесь все заинтересованные лица делятся на две группы: одни (в основном те, кто учится) — ЗА применение шпаргалки; другие (те, кто учит) — категорически ПРОТИВ, несмотря на то, что хотя бы раз в жизни да пользовались ею.

Вроде бы шпаргалка — явный вред, поскольку ученик надеется не на свои силы, а на помощь извне. С другой стороны, шпаргалка может быть вариантом подготовки ученика к экзамену, контрольной и так далее, поскольку является каким-никаким, а конспектом. Ведь чтобы сделать шпаргалку, надо ознакомиться с материалом как минимум два раза: первый — чтобы получить общее представление о содержании, второй — для собственно конспектирования.

Только освоив азы написания конспекта, можно составить грамотную, толковую шпаргалку.

СЛУЧАЙНАЯ ИДЕЯ

В старших классах я регулярно провожу конкурс шпаргалок. Это объясняется устоявшимся именно в старших классах отношением к учению как к процессу добывания знаний, психологической готовностью к альтернативным формам обучения, а также сформировавшимися навыками работы с источниками информации.

Идея конкурса возникла давно, совершенно случайно и принадлежит отнюдь не мне, а была подсмотрена в одной из телевизионных передач, где преподаватель какого-то института рассказывал о коллекции шпаргалок, собранных за период работы. Я спросил себя: «А почему бы не провести такой конкурс в стенах школы?».

Поначалу моя затея повергла ребят в шок. Разве подобное возможно? И почему вдруг именно шпаргалки?.. Для себя я ответил на эти вопросы так: да, возможно, поскольку подобный конкурс позволит учителю быть в курсе новейших изобретений в области шпаргалок.

Второе: эта форма работы является дополнительным средством мотивации детей к учению. Ведь при разборе разных вариантов шпаргалок каждый участник конкурса делился опытом написания краткого конспекта, каковым является шпора, и его применения на деле.

Зная мое отрицательное отношение к шпорам, многие приняли объявление о конкурсе как шутку или как подвох. Но когда на следующем уроке я на полном серьёзе предложил обсудить условия предстоящего зачёта-конкурса, все сомнения развеялись.

Критерии, по которым рассматривается работа, сложились такие:

  • соответствие подобранного для шпаргалки материала изучаемой теме;
  • полнота освещения темы;
  • качество камуфляжа;
  • остроумность авторского решения.

Когда оговаривали объём материала, я схитрил, намеренно увеличив объём учебного материала, чтобы ребята могли сделать выборку — классифицировать и синтезировать материал, убрав всё лишнее, оставив только самое важное.

Победители конкурса награждались оценками. Причем ребята сами должны были сообща выбрать три самые-самые шпоры, а их авторы — получить пятёрки в журнал. Кстати, обиды на то, что не всем поставлены оценки, не было и в помине. Эмоциональный настрой в классе, как мне кажется, был таков, что оценка не являлась основным мотивом деятельности. (А когда в педагогике оценка отходит на второй план, а главным становится заинтересованность в работе, то повышается результативность обучения в целом).

Разумеется, использование шпаргалки не является панацеей от плохой оценки. Но оно даёт ребенку возможность опираться на собственные силы, а учителю — сделать ещё шаг в формировании у учеников стабильной положительной мотивации к учению.

Парадоксом для меня поначалу было то, что потом, при проверке домашнего задания по этому материалу БЕЗ использования шпаргалки, результативность работы всегда была на порядок выше, чем обычно. Почему? Очевидно, потому что подготовка к уроку шла через задание, заинтересовавшее ребят.

ТИПОЛОГИЯ «ШПОР»

В следующем же учебном году на конкурс были представлены аж 30 шпаргалок! Что всегда поражает — так это полёт конструкторской фантазии ребят (а ведь развитие в детях творческого начала является, как известно, одной из важных задач педагогики в целом). Образцы почти не повторялись!

1. «Простой карандаш». На простом карандаше, желательно тёмного цвета, надписывается необходимый материал.
Достоинством является то, что данный предмет имеет место быть на каждом уроке, а потому не вызывает опасений со стороны учителя. Недостаток — малая площадь поверхности карандаша, следовательно малый объём информации.

2. «Книжечка». Это наиболее распространённый вид шпоры.
Размер книжечки зависит от места её «закладки». Место может быть произвольным: от футляра из-под очков до браслета от часов.

3. «Пропуск». Во многих школах существует пропускная система. На обратную сторону пропуска наносится необходимый материал.

4. «Веер». Листок со шпорой складывается веером и с обеих сторон прикрепляется к ножкам циркуля либо измерителя.

5. «Трубочка». Листок сворачивается в виде трубочки. В качестве контейнера используется: шариковая ручка, корешок учебника и так далее.

6. «Кольцо». Листок сворачивается под ширину кольца и аккуратно размещается под него.

7. «Стелька». Здесь возможны два варианта:
а) стелька закрепляется внутри ботинка; чтобы считать информацию, надо вынуть ногу из ботинка;
б) стелька закрепляется на подошве ботинка; положив ногу на ногу, можно считать информацию.

8. «Ластик». И здесь было два варианта:
а) ластик разрезается пополам, затем в прорезь вкладывается листок с информацией;
б) текст наносится на сам ластик.

9. «Линейка». На линейку наклеивается лист с текстом, или на её поверхность наносятся надписи. Лучше использовать металлическую линейку и простой карандаш. В этом случае надпись легко удаляется движением пальца.

10. «Часы». Вместо рисунка на циферблат наносится информация. Недостатком является малый её объём.

11. «Липучка». На тыльной стороне парты, стула, соседа закрепляется лист с помощью скотча или жвачки.

12. «Невидимка». При распущенных волосах один из локонов закалывается невидимкой. Лист с текстом прячется в волосах.

13. «Ногти». Информация наносится на окрашенные лаком ногти. Цвет надписи должен сочетаться с фоном ногтей.

14. «Рукав». Шпаргалка закрепляется булавкой к внутренней стороне рукава с помощью резинки. При необходимости резинка растягивается и лист с текстом свободно перемещается в рукаве.

15. «Плейер». Текст записывается на кассету и через наушник воспроизводится. Шнур с наушником пропускается через рукав и прячется в ладони или маскируется в распущенных волосах.

16. «Очки». На стёкла очков наносится текст. При размещении очков на светлой поверхности текст легко считывается.

17. «Диск». Текст наносится на обратной стороне CD-диска.

18. «Цветочный горшок». Ученик, сидящий около подоконника с цветами, заблаговременно простым карандашом наносит на цветочный горшок текст, а затем, как бы оглядываясь по сторонам, этот текст считывает.

19. «Платок». На пестрый носовой платок наносится текст. Смахивание пылинки с лица не вызывает подозрения.

20. «Сигарета». Свёрнутый трубочкой листок с текстом камуфлируется под сигарету.

По мнению ребят, победила шпаргалка-«сигарета», которую автор лихо засунул за ухо.

Победитель конкурса получил зачёт-автомат.

Тем учителям, кто категорически ПРОТИВ шпаргалок, представленная типология, может быть, поможет вовремя разобраться в манипуляциях учеников на уроке. Врага, так сказать, надо знать в лицо!

А мне кажется, что проведение подобных конкурсов, во-первых, укрепляет непринужденную атмосферу делового сотрудничества между учителем и учениками; и, во-вторых, повышает интерес к предмету, а значит, и качество знаний.

ПАРАДОКС КАК ПЕРСПЕКТИВА

Примечательно, что пользуются шпаргалками, в основном, хорошисты и отличники. Подобное открытие я сделал для себя, поговорив с ребятами, постоянно пользующимися шпаргалками. Больше всего поразило то, что процент «успешных» учащихся среди пользователей шпаргалок доходит до 90 %. Парадокс!

А ответ, оказывается, лежит на поверхности и прост, как этот мир: «Родители хотят хороших оценок», «Для поддержания имени».

Это троечники надеются на свой жизненный опыт, на природную смекалку и изобретательность, а хорошист зациклен на ситуации постоянного успеха. Троечник выработал своеобразную психологическую защиту от неудач. Отличник в большей степени подвержен психологическим срывам из-за краха авторитета, имени, результата деятельности.

Уверен, что учитель должен выработать вместе с учениками убеждение о временном характере неудач, уверенность в собственных силах, веру в положительный результат.