Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 24.02.2012]

Главная / Статьи / Теория образования /
Ценность творчества и формирование креативности у школьников как государственная и социально-педагогическая задача

Иванова Светлана Вениаминовна

(тезисы выступления 8 февраля 2012 г.)

С.В.Иванова, д.филос.н., директор Института теории и истории педагогики РАО, главный редактор журналов «Ценности и смыслы», «Отечественная и зарубежная педагогика»

С какой точки зрения не посмотреть на творчество, оно относится к разряду высших ценностей:

  • и в системе иерархии потребностей и способностей,
  • и как проявление индивидуальности,
  • и как метафизический философский принцип,
  • и как экстатическая вершина психического состояния человека,
  • и как высшая цель педагогики и образовательной политики.

Ценность творчества двуедина: с одной стороны, творчество является безусловной ценностью любого общества во все времена и эпохи, с другой — творчество — это трансцендентная ценность как с позиции самой творческой личности, так и с позиции окружающих людей.

Высшей целью педагогики и образовательной политики творчество названо не случайно. Сошлемся на слова В.П.Эфроимсона: «…это существование гигантских резервных возможностей, гигантских потенций «нормального» человеческого мозга. Потенций, которые нуждаются в развитии, волевой стимуляции и возможностях реализации для того, чтобы творить очень талантливые и даже гениальные дела».

Результаты исследований в ХХ веке, показали, что каждый ребенок, не имеющий патологий умственного развития, от природы одарен задатками, которые при умелом развивающем воспитании могут превратить его (индивида) в творческую личность. Однако по факту лишь малая часть людей вырастает способностью к творчеству, а с талантом или гениальностью — ничтожно малая.

Если творчество — потенция «нормального» мозга, то почему так трудно обстоит дело с воспитанием творческих людей? Прежде всего, творчество — это весьма и весьма сложный психический процесс. Психологи сходятся на том, что творчество гораздо сложнее мышления как психический акт, поэтому и формировать его сложно. Далее. Проф. Н.И.Киященко определил черты талантливого человека: развитие индивидуальности, самобытность, оригинальность, независимость, убежденность в своей правоте, универсализм. Легко ли сформировать эти черты у растущего человека? И какие условия для этого требуются? Ответ напрашивается сам собою. И нелегко, и условия пока не только не созданы, но до конца не определены.

Стоит опять же согласиться с убеждением проф. Н.И.Киященко в том, что «для реализации любого гения или таланта крайне важно в социуме формирование общественной потребности в гениальных, талантливых, способных к творчеству в любой сфере человеческой деятельности людях». Ощущается ли такая потребность в обществе? Судя по декларациям, да.

Эта задача декларируется во всех документах по образованию. А что же мы имеем для решения этой задачи?

Недостаточно, если смотреть с позиций сегодняшнего дня, и практически ничего, если помнить о дне завтрашнем, об информационной эпохе и стремительно меняющемся глобальном мире, в котором мы уже оказались.

Назову только три беды российского образования, не позволяющие формировать творческое мышление на основе системных подходов:

  • кадровая проблема (включая проблемы педагогического образования);
  • управление в образовании (которое мало профессионально и которому мало где учат);
  • хорошая методическая школа.

Творчество зависит: от способностей человека; условий развития и применения способностей; ценностей, собственного мироощущения, мотивации к личностному росту.

Мы имеем первое и третье: и со способностями человек родился, и как ценность творчество осознается. «Западает» середина — второе: условия развития и применения, то есть то, что создает государство и социум.

Обратим взор на кадры и их подготовку. На входе (при поступлении в педвуз и трудоустройстве в образовательное учреждение) не проверяются способности к этому специфическому труду, нет таких возможностей. Тестирование на предмет определения профессиональной пригодности можно осуществлять, когда желающих больше, чем мест, сегодня этого не происходит, да и никогда нигде не происходило, по большому счету. Остается вести подготовку высокого качества и создавать мотивацию, чтобы получивший педагогическую профессию человек, в основном, соответствовал поставленным задачам. Содержание, технологии и приемы обучения в педагогических вузах говорят о том, нам еще надо очень многое развивать и изменять в подготовке учителей для школы завтрашнего дня.

Для формирования творчества необходимо создавать условия. Аксиома, что условия создаются через решение управленческих задач самого разного свойства. Однако современный менеджмент — это мечта российского образования, сегодня не изжита практика учиться руководителям в системе образования на собственных ошибках, управлять с позиций своих представлений и опыта. Достаточно ли директору школы, ректору или чиновнику, прежде чем стать таковыми, быть хорошим учителем или профессором на кафедре? Все мы понимаем, что нет. Проблему надо решать системно, с учетом того, что делается в этом направлении в мире.

И обратимся к кажущемуся парадоксу. Почему мешает учить творчеству традиционная хорошая методическая работа учителя? Образовательный процесс на основе устоявшихся и зарекомендовавших себя технологий и методик незаметно превратился в «прокрустово ложе» традиции. Надо смотреть на проблему глубже: требуются новые дидактические подходы с механизмами внедрения, целостная система развития творческого потенциала на прочном методологическом основании. До тех пор, пока система образования занята подгонкой старого методического «кафтана» под актуальные задачи, ничего не получится. Один пример. Сегодня главной итоговой целью являются не ЗУНы, а компетенции, однако на выходе из школы и вуза проверяются объемы знаний. Мы не умеем — и пока плохо учимся — проверять креативные вещи.

У меня мало веры в то, что частные, пусть самые талантливые технологии, применяемые кое-где, преобразуют мир образования. Однако есть уверенность в том, что этот мир должен быть другим, и этот вызов времени, сформированная в обществе установка на то, что образование должно стать другим, приведет к объективным и глубинным переменам. Все ровно так, как в теории советских классиков, к примеру, И.Я. Лернера, проповедовавшего развитие творческих способностей через проблемную учебную ситуацию.

Образование — часть мегасистемы социума, социум ситуацию проблематизировал, слово за образованием…

Здесь стоит еще раз вернуться к главному персонажу образовательной системы — учителю. Успешно учить, развивать творчество нужно в особой креативной учебной ситуации, ситуации свободы и успеха. Может ее сегодня создать учитель? Некоторые — наверно, да, ценой больших личных усилий и с помощью знания технологий. А в целом? Такую творческую среду может создать творческий, внутренне свободный, уверенный человек? Наш учитель свободен, окрылен? Нет, он всесторонне зависим. Это серьезно: не быть свободным ни материально, ни духовно, ни профессионально.

И эту, и большинство других проблем образование не может решить самостоятельно, без общества, минуя государство. Готовы ли они к осмыслению и выполнению своей роли в образовании?

И еще. Сегодня зачастую в семь малыш не «прорастает» добром и чувством свободы, желанием действовать самостоятельно. С системой образования растущий человек сталкивается, уже имея некие представления о жизни, и какое-то воспитание. Нередко — «кое-какое». Появились исследования, свидетельствующие о снижении воображения у детей, неумения играть в сюжетно-ролевые игры.

Это традиционная беда российского менталитета: домостроевщина, авторитаризм, негуманное отношение к личности. Заметно, что у молодежи это все не изживается, а при любом продвижении «наверх», при любой мало-мальской власти проявляется с ужасающей силой. Уважение не к человеку, а к статусу — источник многих зол, формирующий искаженные представления.

Думается, что эти вопросы не только нерешенные, несформулированные. А они основополагающие.

Формирование креативного мышления — задача архиважная при небольшом выборе путей решения.

Семинар посвящен обсуждению конкретных тем.

И я верю в успех собравшихся, умеющих делать самое трудное — учить творчеству. Опыт показывает, что обычно полноценное и системное решение глобальной задачи начинается с ее осознания и готовности ее решить группой энтузиастов.