Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 20.09.2011]

Главная / Статьи / Полемика /
Инновации в школе: взгляд изнутри

Инновации создавать, но класть их в образовательной системе строганной стороной вниз, чтобы не поскользнуться.
(по мотивам М.Е. Салтыкова-Щедрина)

1. Введение

Инновации, о которых так настойчиво говорят в образовательной системе, в обществе и в партиях, оживившихся в предвыборной гонке, с неба не упадут. Мы похожи на заклинателя змей, который в дудочку яростно шепчет «инновации», надеясь, что они в корзине есть, и сами оттуда вылезут. Но из корзины они почему-то не появляются, а у заклинателя змей есть главный заклинатель, требующий результата. Заклинатель змей нашел промежуточный вариант решения. В перерывах между заклинаниями он лихорадочно развешивает по стенам тексты, плакаты, статьи с названиями: «Инновации в образовании — наше будущее», «Ты записался в инноваторы?», «Инновации — как условие развития…».

Новации могут появиться только в конкретной школе, у конкретного учителя, при работе с конкретными учениками. Именно в этом должно быть заинтересовано государство. Попытаемся ответить на вопрос: что в образовательной системе для этого делает государство? При этом неизбежно придется затронуть другой вопрос: «Какова роль государства в образовательной системе?».

В системе образования имеются давно устоявшиеся, практически незыблемые, правила. Разумеется, из всяких правил есть исключения. Рассмотрим сейчас более детально сами правила, взглядом учителя, находящегося внутри этой системы. Автор не претендует на объективность оценок, и его мнение не является истиной в последней инстанции. Возможные совпадения фактов, ситуаций, или процессов можно считать случайными.

2. Школа — территория военная

Административно-командная система (АК) никуда не делась. Она отлично поживает во всех уголках нашей страны. Очень хорошо заметна в общеобразовательных учреждениях. Команды в форме распоряжений, приказов, писем регулярно сыплются на школу как из рога изобилия. Практически 80% из них не имеют отношения к учебному процессу.

Создается стойкое впечатление, что огромное количество учительских ресурсов (физических сил, души, времени) уходит на все, что угодно, кроме непосредственно учебного процесса. Урок перестал быть неприкосновенным таинством общения учителя и учеников. С уроков можно брать учащихся на репетиции танцев, подготовку праздника, уборку территории, тестирование, на экстренный туристический слет. Нет возможности школе заниматься тем, что она делала всегда: образованием детей, т.е. обучением и воспитанием. Бесконечный поток требований к школе (учителю): заниматься научно-методической работой, участвовать, организовывать и проводить всяческие олимпиады и спартакиады, конкурсы и проекты — не позволяет учителю работать спокойно и качественно.

Кстати, ничего из вышеперечисленного не носит рекомендательного характера. Школа обязана этим заниматься и выполнять, т.к. эти параметры (и далеко не только эти) входят в систему оценивания работы школы, директора, а далее см.п.3.

3. Господин Директор

Пытаясь осмыслить ситуацию в школе, будем честными до конца. Директор подвергается сильнейшему прессингу сверху: Управление образования, администрация города или района, администрация области, Министерство образования… Быть «хуже всех» в такой системе равносильно самоубийству. Вот и бросается директор исполнять приказ, который пришел в школу 10 октября, а проекты по нему следовало отправить 8 октября. Теперь уже с ума сходит вся школа. О каком качестве уроков идет речь? (Это очень частный пример).

Постоянно находящийся в состоянии стресса директор, не имеет сил и времени на свой профессиональный и административный рост. Нет, формально при аттестации все будет написано красиво, очередную «категорию» ему повысят или подтвердят. Результаты не могут быть ухудшены, система своих не выдает.

И директор, который действительно не видит белого света и крутится, крутится,… — он не может выплеснуть свои негативные эмоции наверх, к своему начальству. Поэтому, естественно, он с лихвой делится этими эмоциями с учителями, воспитателями, техническими работниками школы. (С родителями и учениками — теперь нельзя!).

В нашей системе образования директор — это единоличный Король. На учителя, завуча, техничку, работника столовой — можно кричать, бросать в них книгой (или ботинком — что более эффектно), приписывать себе авторство чужих работ. Король может делать все: принимать на работу своих ближних и дальних родственников; властвовать до 70 лет, готовя себе на замену сына или дочь; заранее определять количество золотых и серебряных медалистов и стратегию по реализации этих планов.

4. Крепостное право

Почему молчат те, кто работает в школе? Потому, что от директора зависят премии и надбавки. В финансовом отношении все зависят от директора. Да и выжить человека с работы совсем нетрудно, было бы желание. А у учителей дети, старенькая мама, невеликая зарплата и кредиты. Почему несмотря ни на что учителя работают и не уходят? Потому что в других школах то же самое (с вариантами. Поэтому по первому директорскому слову бегут учителя участвовать в конкурсах, соревнованиях, научно-практических конференциях, семинарах, проектах, публикациях. В значительной степени потому, что опасаются негатива, боятся палки «хозяина». Получается, что учителя — зависимые люди, рабы.. А человек рабской психологии не может воспитать свободного, творческого человека. Какие уж тут инновации.

5. Персональный рост учителя

Профессиональным ростом учителя не занимается никто. Написание «самоанализа» один раз в 5 лет не может считаться таковым. Только творческий учитель может вырастить творческого ученика. Взращивание учителя — это штучная, деликатная, неустанная работа администрации школы. Имеется в виду не столько его рост как учителя-предметника, сколько рост и воспитание учителя-методиста, способного к анализу, системному осмыслению, поиску ошибок, построению перспектив работы с учениками. АК не дает учителю возможности роста. Думать не требуется, требуется выполнять!

В ситуации нехватки времени, бесконечного круга приказов и распоряжений сверху, кто же будет тратить время и силы на тонкую работу по воспитанию и взращиванию учителя? Вопреки всему, есть истинные таланты-самородки, умники и умницы, постоянно работающие над собой, ищущие, творческие и нашей системе образования не нужные. Их очень мало, их практически не поддерживают, но результаты именно их работ с гордостью представляют на выставках и презентациях. Больше показывать просто нечего. Люди эти наделены каким-то великим даром Божьим, живут и работают не «благодаря», а «вопреки».

6. Отрицание отрицания

Новое, противоречивое, всегда зарождается в глубинных слоях старого — это диалектика. Зернышки инноваций в образовательной системе появляются уже несколько десятилетий. Почему же они не распространяются широко? Можно предположить 2 причины:

  1. Государственная система боится нового, творческого человека. Ведь тогда на его фоне их бездарность и бездеятельность станет очевидной.
  2. Государственная система не хочет заниматься ростками нового. Для этого нужно вникать в суть дела, расходовать ресурсы на поддержку, брать на себя ответственность — кому ж это надо.

По мнению системы, пусть эти учителя-одиночки стараются, работают, доказывают, в конкурсах участвуют. Образовательная система вновь отчитается: участников много, призы вручены, форум проведен, на Ярмарке инноваций победители есть! По таким отчетам видно, что чиновники от образовательной системы хлеб свой отрабатывают.

Заключение

Диагноз напрашивается сам собой: во всех звеньях системы образования и управления самым реальным процессом является ЛОЖЬ. Родившаяся новация — это очень маленькое, красивое и искреннее существо. Ей через это забор фальши не перепрыгнуть.