Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 05.10.2008]

Главная / Статьи / Школа ТРИЗ /
Эссе о современной ТРИЗ

Теория решения изобретательских задач — само это название о многом говорит.

Такая теория нужна там, где есть изобретательские задачи. То есть там, где человечество сталкивается с проблемами, которые не решаются обычным формально-логическим путем, традиционными средствами.

А где встречаются изобретательские задачи?
В технике? Здесь и обсуждать нечего…
В военной тактике и стратегии? Безусловно.
В политике? — где сталкиваются интересы людей столь же яро, как в театре военных действий? Да.
В искусстве? Конечно — что ясно для каждого, кто рассматривал историю искусства в ее эволюции.
В образовании? Очевидно, что система образования — просто клубок противоречий. А мы-то знаем, что противоречия — верный признак наличия изобретательских задач.
Таким образом, можем сделать вывод — предметная сфера, в которой необходимо решать изобретательские задачи, исключительно широка.

Теперь зададим следующий вопрос: а переносимы ли понятия ТРИЗ в нетехнические сферы? О противоречиях никто и спорить не будет — формулирование проблемы, обострение ее формой противоречия возможно абсолютно в любой сфере.
Идеальность? Не только в технике — в любой сфере деятельности люди хотят получить больше, затратив меньше усилий. Не случайно ведь в самых различных теориях практически независимо появляются близкие по смыслу понятия: КПД в технике и физике, рентабельность в экономике, «принцип удовольствия» в психоанализе, эффективность в широком смысловом контексте.
Системность? Об этом написаны горы книг, напомню несколько авторов — гениев системности: Людвиг фон Берталанфи, Александр Богданов, Норберт Винер…
Похоже, основные понятия ТРИЗ применимы значительно шире, нежели в области инженерной деятельности.
Ресурсы? Само понятие также применяется в широком контексте. Напомню только часто встречающееся понятие «человеческий ресурс». Однако столь же очевидно, что ресурсы в каждой сфере знаний и деятельности будут разные. Ну и что? Разве мы не находим различия в ресурсах физических и химических? Разве не стало общепринятым, что биологический объект может стать ресурсом решения изобретательской задачи? Что мешает нам изучать и применять методики с применением специфических психологических или социальных ресурсов?

Ладно, рассуждать теоретически можно до бесконечности. Но скептика может убедить только практика. А что же показывает практика?
Есть ли успешная практика применения решательных механизмов ТРИЗ в сфере рекламы и бизнеса? Сколько угодно: об этом вам расскажут и покажут конкретные результаты известные в ТРИЗ-движении специалисты М. Баркан, В. Тимохов, В. Ильинский и др.
Более сотни блестяще решенных задач в области политической борьбы за плечами у С. Фаера. Примерно такое же количество решенных социальных и образовательных задач у автора этого эссе.
Но самый упрямый скептик все равно скажет: а где же стройная теория решения нетехнических задач? Где она? На это мы ответим просто — практика решения изобретательских задач в инженерной сфере родилась значительно раньше теории. То же будет и в сферах нетехнических. Практика — успешная практика — уже есть. Теория понемногу, с трудом (а как же иначе) кристаллизуется. Хотите — закройте на это свои глаза. Но с открытыми жить интересней…
А тех, кто уже живет с открытыми глазами, мы приглашаем в современную ТРИЗ — науку о решении изобретательских задач в различных сферах деятельности.

Добро пожаловать!