Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 29.04.2008]

Главная / Статьи / Полемика /
Содержание образования динамичного мира

Глобальный мир — глобальные проблемы

Мир за последние 10 — 20 лет стал другим. Мир стал динамичным, учебники устаревают еще до того, как их выпускают в свет. В сферах высоких технологий «период полураспада» профессиональных знаний оценивается в полтора-три года.

Наступившая в странах «золотого миллиарда» эпоха отличается от предшествующей индустриальной эпохи принципиально, качественно. Важнейшими отличиями являются:

  • динамичность
  • глобализация
  • экспоненциальный рост информации
  • вытеснение человека из производственной деятельности1

В новой эпохе нельзя однажды научиться (как говорят: получить образование), чтобы потом всю жизнь быть обеспеченным квалифицированной работой. Новая эпоха требует высокого напряжения интеллектуальных и психических сил от человека, желающего быть успешным в любой сфере деятельности. Новая эпоха погружает нас в конкурентную среду величиной во всю планету, резко осложняя возможности самореализации. Новая эпоха лишает человека одного из ведущих смыслов существования, заключавшегося в борьбе за биологическое выживание.

Все это оказывает серьезное давление на человека, генетически не готового к существованию в таких условиях. Не удивительно, что репродукция населения в экономически самых развитых и спокойных районах планеты самая низкая. Не удивительно и то, что уровень ощущения населением счастья далеко не совпадает с уровнем цивилизационного развития2, а акты «немотивированной» агрессии и самоубийств в самых экономически развитых регионах продолжают оставаться актуальной социальной проблемой.

Новые социально-экономические отношения, рост влияния на глобальную политику транснациональных корпораций с постепенным уменьшением самостоятельности государств, новые возможности быстрого перераспределения финансовых потоков и промышленно-производственных мощностей в масштабах планеты, демографическая подвижность народов — все это с неизбежностью порождает клубок социальных и технологических противоречий нового мира.

Плохо решенные глобальные противоречия всегда порождали столь же глобальные столкновения — история мировых войн это доказательно иллюстрирует.

Новые военно-технические возможности, позволяющие оказывать воздействия планетарного масштаба, плюс клубок обозначенных противоречий в роли запала — это заложенная в космический корабль «Земля» бомба замедленного действия.

Нетрудно заметить, что пока самые сильные игроки на глобальном поле пользуются старыми картами и старыми методами. Это закономерно — ведь те люди, которые принимают решения, сами являются продуктами старой эпохи3.

Неудачные попытки мирового сообщества остановить расползание ядерного оружия, растущая угроза терроризма, беспорядки во Франции — все это маленькие демонстрации большой неспособности решать новые задачи старыми методами. Эйнштейн утверждал: «Значительные проблемы, стоящие перед нами, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором их создали».

Если кучера пересадить за роль спортивного автомобиля — быть аварии. Управление динамичным миром требует другого понимания и других навыков. Откуда они возьмутся?

Другие навыки — какие?

Подробное рассмотрение этого вопроса — тема отдельной монографии.

Здесь и сейчас мы кратко перечислим только основные интеллектуальные навыки, наличие которых требует от человека новая эпоха:

  • системность, целостность мышления
  • диалектичность, умение работать с противоречиями
  • открытость мировоззрения, осознание модельности представлений

Однако новая эпоха требует еще и нового мироощущения, в том числе, например, ощущения себя и других людей прежде всего как жителей единой планеты, а уже потом как представителей расы, нации, граждан государства или сотрудников организации.

Как этого добиться?

Формально можно представить себе всего два варианта:

  1. изменение генетического кода человека;
  2. глобальные изменения системы образования планеты.

Первый путь представляется абсолютно фантазийным — по крайней мере, в обозримом будущем.

Остается второй путь.

Система образования — как быть?

Итак, мир стал другим, а система образования, сложившаяся в основных чертах в XVIII веке, осталась прежней.

Нынешняя система образования основана на обучении навыкам, дающим возможность комфортного существования в относительно статичном мире. Традиционные этические принципы, проверенные формулы, устоявшиеся факты. Поэтому «учебная доблесть» заключается, прежде всего, в умении повторить за учителем, хорошей памяти, послушании.

Новая система образования должна быть построена на обучении навыкам, дающим возможность комфортного существования в динамичном мире. Старая функция образования — передача через поколения традиций, устоявшейся культуры остается. Но она дополняется новой функцией — обучению изменению культуры, прогнозированию системных последствий целенаправленных или нецеленаправленных, но неизбежных4 изменений. Прогнозированию с целью увеличения полезных и уменьшения вредных последствий.

Это требует значительных изменений средств образования, роли учителя, содержания образования.

Новые средства образования не только развиваются, но и внедряются высокими темпами — как того и требует новая эпоха. Дистантное обучение, ноутбук каждому студенту5, ноутбуки по 100 долларов для бедных6, бесплатное подключение к Интернету университетов — капли из моря фактов-подтверждений.

Не так быстро, но меняется потихоньку и роль учителя7. В сегодняшней (так и хочется все время сказать — бывшей!) системе образования учитель прежде всего источник, а точнее, передатчик знаний. Вторая по значимости его роль — контролер8. Значительно уступающая первым двум в реальной практике третья функция — консультант. И исчезающе малая — диагност.

В новой системе образования учитель будет исполнять другие функции. Первая из них (может быть, не по значимости, а функционально первая) — это диагност. Учитель должен понимать, какова ведущая мотивация данного конкретного ребенка, к чему у него в большей степени способности, какие методы обучения для него наиболее адекватны? Все это нужно для того, чтобы выполнить следующую функцию. Ее можно назвать так: инженер-конструктор индивидуального образовательного пути. Третья функция — консультант, необходимая для сопровождения процесса образования ученика. И только четвертая — источник знаний (эксперт).

Хуже всего обстоит дело с разработкой нового содержания образования. Здесь замкнутый круг: прежняя система не восприимчива к новому содержанию. А это означает, что нет стимула и для разработки, — так как нет адресного потребителя. То общество, которое первым разорвет этот порочный круг, получит стремительное движение вперед и конкурентное преимущество.

Новое содержание

В содержание образование должны прийти время и метод. Сегодня ученик получает знания вне контекста времени9 и без понимания, каким образом они были получены. Это касается системы образования не только России, но и практически всего мира. Пожалуй, мой оппонент при большом желании смог бы найти примеры, как «кое-где у нас порой» факторы времени и метода прорываются в сознание ученика, но это именно отдельные прорывы, не связанные системно.

Вместо заучивания фактов — умение работать с информацией. Еще точнее: умение работать с информацией в условиях ее недостатка, а также избытка некачественной10 информации. Умение видеть информацию в системе и формулировать в противоречиях.

Формирование открытого, творческого мышления, способного к развитию в течение всей жизни — уже не идеал, а необходимость системы образования динамичного мира.

Сегодня уже многое понятно — как строить учебные курсы, какая учебная деятельность должна быть ведущей.

О ведущей деятельности — немного подробнее. С точки зрения автора, ведущей деятельностью должно быть решение творческих задач. Такие задачи есть в любом историческом контексте и в любой предметной сфере: в естествознании, в литературе и математике, в технике и социальных науках.

И здесь очень уместно вспомнить теорию решения изобретательских задач — ТРИЗ. Изначально специалисты по ТРИЗ позиционировались как профессиональные решатели технических, инженерных задач. В этой сфере накоплен колоссальный опыт — по грубой оценке, тризовцами решено порядка 105 творческих задач11. Последние 10–15 лет предприняты успешные попытки расширить применение теории в гуманитарные сферы: решение рекламных и PR-задач, бизнес-консультирование, образование. Методические наработки уникальны, и было бы недальновидно пройти мимо них, имея цель обучить творческой деятельности.

Вот и место ТРИЗ-педагогики сегодня: это разработка содержания нового образования, и в первую очередь, теории открытых12 задач, включающей в себя все ключевые определения, взаимосвязи между ними, методические рекомендации по обучению, теоретический инструментарий для учащихся.


1 В развитых странах количество людей, занятых в производственной сфере составляет уже около 20%.
2 Согласно исследованиям организации World Values Survey, в промышленно развитых странах за последние 60 лет, несмотря на рост доходов и уровня жизни, индекс счастья понижался. Ж. "Всё ясно" № 41, октябрь-ноябрь 2005.
3 В этом предложении нет никакого порицания, только констатация факта.
4 Например, изменениям климата.
5 Планируется национальной программой Франции.
6 Инициатива по разработке такого ноутбука была предложена Н. Негропонте на Всемирном Экономическом Форуме в Давосе, 2005 г. Ноутбуки планируется направлять непосредственно в школы через крупные правительственные программы.
7 В США, например, стало быстро расти число консультантов по образованию, советников по поступлению в колледжи. За последние пять лет (2001–2005) это число удвоилось, достигнув 3 тысяч (Ж. BuisinessWeek Россия, 19 июня 2006, с. 58-59). Это не совсем то, о чем мы здесь говорим, но явление показательное.
8 В реальностях российской школы эта функция, к сожалению, иногда даже перевешивает первую.
9 Контекст времени предполагает связность знаний, понимание этой филогенетической связности каждым учеником. Какие инструменты познания были, какие представления о мире в целом, что считалось доказательством в то или иное время…
10Плохо структурированной, ошибочной, недостоверной, тенденциозной, односторонней.
11 Следует учитывать, что в культуре ТРИЗ задачи решаются на уровне нахождения ключевой идеи, концепта. Однако и число успешно внедренных идей огромно – это многие тысячи или даже десятки тысяч.
12 В данном контексте мы говорим об учебных задачах: творческих, эвристических, исследовательских, изобретательских…