Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 29.01.2008]

Главная / Статьи / Школа ТРИЗ /
Спутник, Калашников, ТРИЗ

Марк Гаврилов

Хорошим тоном считается нынче в разговоре о родном языке сетовать на засилие английских слов и терминов там, где можно употребить достаточно точные для выражения мысли или понятия русские синонимы. А ведь существует мало кем отмечаемый обратный процесс: русские слова и целые выражения внедряются во многие языки мира.

Впрочем, тут каждый выбирает близкую ему оценку такого движения — вторжение, экспансия, внедрение, ассимиляция и т. д. Есть слова, рожденные на нашей земле и ни у кого не вызывающие аллергии, понятные без перевода представителю любой нации, рода и племени, самые известные: спутник и калашников (имеется в виду АКМ). Теперь к ним судя по всему, тихой сапой добавилась ТРИЗ. По популярности, конечно же, теория решения изобретательских задач пока далека от своих старших братьев, но можно смело утверждать, что технари всего мира хорошо знают или по крайней мере изрядно наслышаны о нраве и возможностях этой «чудотворящей девушки».

Но если и спутник и калашников с годами становились все известнее, то ТРИЗ после взлета, который ей обеспечил советский инженер Г.С. Альтшуллер, придумавший знаменитую аббревиатуру и разработавший ряд остроумных методик, испытала крутое падение и лишь теперь вновь выходит на орбиту технического прогресса. Вернее будет сказать, центр развития тризовского движения временно, на годы разброда и разрухи в науке и технике, развала промышленности, что обрушились на Россию в 90-х гг., переместился за рубеж вместе с носителями идей Альтшуллера. В основном в США, где мощные фирмы имеют громадный опыт выгодного «усыновления» высококлассных, проявивших себя талантливых специалистов.


Сотрудник фирмы «Интел» Амир Рогил пропагандирует ТРИЗ в Антарктиде.

В Америке, между прочим, по свидетельству президента Международной ассоциации ТРИЗ гражданина США М.Баркана, узнали о советской изобретательской новации еще в конце
70-х. Оказывается, получив сведения, что в СССР появилось нечто под названием ТРИЗ, компетентные органы решили: речь идет о секретном оружии. В течение трех лет ЦРУ безуспешно пыталось выяснить, что это за оружие. Но, как говорится, найти черную кошку в темной комнате, где ее нет, невозможно. Зато теперь ученикам и последователям Альтшуллера куда вольготнее и комфортнее заниматься любимым делом за океаном, чем на родине теории. 10 лет назад американцы Э.Дом и Д.Ковалик начали выпускать электронный журнал «TRIZ-Journal», который постепенно стал трибуной для авторов всего мира. Чуть позже официально открылся Институт Альтшуллера, одна из основных целей которого — распространение ТРИЗ на нашей планете. Интересно отметить: у институтского сайта 1100 подписчиков. Успешно действует Интернет-магазин при сайте, продающий специальную литературу. Но тут на фоне победных реляций, следуя тризовскому обычаю все подвергать критическому осмыслению, будет уместно процитировать президента М.Баркана: «Итак, с ТРИЗ в США все в полном порядке: успешно прогрессирует, внедряется, в общем, завоевывает рынок. Но, как говорят в США: «Not so fast!» — «Не так быстро!»

Вообще-то, надо сказать, что сегодня позиции тризовцев в промышленно развитых странах заметно укрепляются, с одной оговоркой — в России прогресс происходит в основном с подачи зарубежных заказчиков. Специалисты по изобретательским задачам (в большинстве своем россияне или выходцы из СССР) сейчас консультируют многие известные фирмы: «Дженерал моторс» и «Форд», «Самсунг» и «Жиллет», «Катерпиллер» и «Проктер энд Гэмбл», «Кодак» и «Ксерокс». У наиболее дальновидных руководителей таких гигантов в последнее время обозначилась тенденция: они предпочитают не заказывать разовые экспертизы для преодоления технических проблем, а создавать у себя соответствующие структуры. Интересна траектория компании «Боинг»: от одноразового исследования до внедрения системы воспитания у кадровых сотрудников культуры нового инженерного мышления. Методы ТРИЗ в эту гигантскую корпорацию привнес инженер-исследователь центра разработки перспективных продуктов компании Боинг Д. Мейсингейл. Чтобы привить вкус к новаторскому подходу в решении технических задач, он написал множество статей и заметок для корпоративного журнала и корпоративного сайта. Наконец, высший технический совет компании изучил полезность и ценность применения новых методик. Причем в дискуссиях на 5-дневных сессиях приняли участие более 700 сотрудников и руководителей разных уровней. Так началось активное обучение инженеров и менеджеров «Боинг» основам ТРИЗ.


Именная модель Николая Шпаковского от «Самсунга».

Судя по всему, крупнейшая аэрокосмическая корпорация весьма успешно использует возможности и методологию ТРИЗ, хотя наглядных свидетельств тому не афиширует, вернее, не концентрирует внимание общественности на своих достижениях, ибо, как говорят в компании, «они слишком впечатляющи, чтобы о них говорить публично».

Ярчайшим примером создания подобных внутренних структур служит восприимчивая к новизне корпорация «Самсунг». Этот многопрофильный гигант учредил специализированные отделы по расшивке узких мест в каждом из своих подразделений. Первоначально костяк этих отделов составляли наши, российские специалисты, которые попутно с разрешением производственно-технических задач вели активное обучение секретам мастерства. Сейчас картина меняется, как говорится, птенцы встали на крыло, корейские инженеры многое усвоили от наставников и молодую смену уже обучают самостоятельно.

Конечно, «паранджа» коммерческой тайны укрывает от любопытствующих детали того или иного проекта по распутыванию узла в производстве или решения технической задачи. Приходится выставлять оценку работе тризовцев по конечному результату. А заказы предпринимателей и руководства фирм порой бывают чрезвычайно конкретными и даже жесткими. Скажем, К. Крамер, президент Alcoa — ведущего мирового производителя алюминия и изделий на его основе — сформулировал задачу кратко и выразительно: 6 в 6! Это означало довольно узкое задание со сжатыми сроками: в 2006 г. снять с себестоимости производимых на предприятиях корпорации колесных дисков по 6 долл. с каждого. И это было выполнено! Тризовская фирма, активно работающая в США, GEN3, выполнившая такой заказ, поутно решила проблемы с упрочнением упаковочной алюминиевой пленки и более эффективным использованием алюминия в производстве тяжелых грузовиков. Закономерной стала реакция президента Alcoa: «GEN3 доказала свою компетентность… в разных областях бизнеса Alcoa. Мы знали, что они способны справиться с проектом… Мы будем работать с ними снова».


Фирма «Самсунг» наградила Н. Шпаковского как лучшего изобретателя года.

Безусловно, при рассказе о подобных успехах немножко щемит патриотическое самосознание: ведь те бывшие наши соотечественники, выполняющие уникальные проекты, могли приращивать славу и престиж России. Но попробуем взглянуть на ситуацию с «отъехавшими» под иным, более оптимистическим углом зрения. Возьмем творческую биографию талантливого изобретателя инженера-радиотехника А.Пиняева, ибо она характерна для большинства наших за рубежом. Первое а.с. получил во студенчестве. Затем исследовательский кооператив «Нилим», в котором «рожали» изобретающую машину. Выполнял инновационные проекты для европейских заказчиков. Проводил учебные семинары по ТРИЗ у себя на родине и за границей. Исследовательский отдел, где трудился Пиняев, стал частью компании «Изобретающая машина», которая принялась активно сотрудничать со знаменитой «Проктер энд Гэмбл». Интересная деталь: превратившись вскоре в ТРИЗ-контрактора этой компании, Алексей Михайлович ощутил всю тяжесть западного подхода к трудовым нагрузкам. Ему пришлось выполнить 24 инновационных проекта за год! Надо полагать, что с ними он справился блестяще, если учесть последующее приглашение в штат американской фирмы.

Но самое любопытное состоит в том, что «Проктер энд Гэмбл» запланировала этот переход еще 5 лет назад, включив в контракт положение, что в случае успешной совместной деятельности один из сотрудников консалтинговой фирмы станет работником исследовательского подразделения «Проктер энд Гэмбл». Думается, они не ошиблись в выборе. Но и такие, обученные и укрепленные «нашими кадрами» зарубежные предприятия время от времени обращаются в тризовские фирмы с заказами для того, чтобы «посмотреть, как далеко ушла теоретическая мысль, как видоизменились методические инструменты».

Вот и задумаешься: а теряем ли мы навсегда высококлассных специалистов наподобие А.Пиняева? Может быть, уже близится время, когда их талант и умение понадобятся выздоравливающей экономике и возрождающемуся техническому прогрессу России? Так что будем считать их нашими инвестиционными вложениями за рубежом, накоплением инновационного капитала, бессрочно командированными кадрами, которые набираются опыта в самых передовых лабораториях и научных центрах. Тем более что уже есть, правда единичные, примеры возвращения в родные пенаты. Н.Шпаковский, к.т.н., консультант по решению сложных технических задач и обходу патентов конкурирующих компаний славно потрудился на фирму «Самсунг». Выполнил для нее ряд инновационных программ, организовал создание оннлайновой обучающей системы «ТРИЗ-тренер», охватившей сотрудников южнокорейской корпорации. Так вот, уже два года, как он вернулся в Россию.

Но сейчас немножко о другом. Увы, нередко у нас становятся знаменитыми не по делам, а в связи со скандалом. Некоторое время назад изрядно помусолили имя Н.Батурина. А ведь о том, что он, генеральный директор компании «Интеко-Агро», в начале 2005 г. собрал в Москве известных специалистов по теории решения изобретательских задач, в результате чего образовалась фирма «ТРИЗ-профи», никакой газетной или эфирной шумихи не случилось. Ничем жареным организованное Виктором Николаевичем мероприятие не пахло…

Тогда-то кроме Н.Шпаковского из Кореи для трудов праведных на наших нивах были приглашены П.Чуксин и А.Скуратович. Всех этих профессионалов высочайшего класса буквально перекупили, как нынче принято поступать с перспективными или знаменитыми футболистами, хоккеистами. Теперь они работают в консалтинговой фирме «ТРИЗ-профи» и в составе большой команды занимаются созданием суперпроекта «Отработка технологических и организационных аспектов перспективной модели сельскохозяйственного бизнеса в России». Мониторинговая работа развернута на площади 100 тыс. га. Не исключено, что скоро мы о них еще услышим.

Задания, каковые выполняют специалисты уровня Пиняева и Шпаковского поражают полярностью: то заказчик въедливо конкретен, вроде проекта «6 в 6» алюминиевого магната, то невероятно, можно сказать, абстрактно поэтичен. Москвич А.Кудрявцев, член президиума МА ТРИЗ, руководитель Центра практического изобретательства говорит: «Сегодня консультанты имеют дело не с привычными для классической ТРИЗ формулировками — дана система, состоящая из… в которой при росте параметра А недопустимо ухудшается параметр Б… Заказчик ставит задачу не как во времена нашего учителя Альтшуллера, когда почти диктовались и сама проблема, и условия ее разрешения. Теперь заказчик заявляет без затей «Ребята, нужно что-то делать с этой машиной». И все. Ясно только то, что машина устарела, а дальше — чистый лист. Или еще глуше: «Я боюсь за свой бизнес. Скоро нас начнут вытеснять с рынка. Надо что-то усилить». Что, где, какова задача — это все на откуп специалистам». Ищите да обрящете.

В этом ряду как вам понравится такое задание: сделать зубную щетку без… щетки?! Иными словами, надо изобрести альтернативу зубной щетке. Было придумано свыше 60 вариантов. Заказчик остановился на идее очистки и одновременного отбеливания зубов с помощью одноразовых полосок. Механизм прост и понятен всем, включая детей и глубоких стариков: на зубы наклеивается полоска, покрытая специальным составом, и через 10 с снимается. Все, что приходится счищать различными щетками с пастой, порошком, убирается отбеливающей полоской. Поистине, гениальное всегда просто. Фирма, разместившая столь необычный заказ — «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», — продала сию альтернативу зубным щеткам за первый же год на несколько сотен млн долл. Только не надо думать, будто это чистая прибыль. Любителям считать барыши в чужом кармане могу напомнить: выход на медицинский рынок в Америке с новым продуктом — это безумные траты. Корпорации, получив кучу вариантов, пришлось отбирать, испытывать и т.д. Затем — маркетинг рынка, рекламная кампания… Одним словом, устанешь отсчитывать вложения в ожидании прибылей.

Что же касается фирмы, в которой выдумали щетку без щетки, то она интересуется наваром заказчика только из соображений престижа и укрепления доброго имени родной конторы. Как правило, консультанты работают не за процент, а за твердо обговоренный гонорар. И сотрудник, придумавший чистящие полоски, получил за это свою зарплату. Таковы наши российские реалии. Говорится это не в осуждение, а просто для сведения. Людям, решающим изобретательские задачи, везет на экстравагантные заказы. Крупную итальянскую фирму, прокладывающую трубопровод по дну моря в районе Сахалина, что называется, задолбали «зеленые». Грохот, которым сопровождалась прокладка гигантских плетей труб, пугал самок китов, следующих через этот район к своему привычному китовскому «роддому». Эти серые киты из Красной книги, разумеется, находятся под плотным колпаком защитников природы. Но как отгородить зону очень шумных работ от остального морского пространства? Течения, приливные волны мешали установить звукозащитные экраны. Итальянцы обратились к российским тризовцам. Не углубляясь в пучину проведенных научных исследований, скажем: экран, гасящий грохот до приемлемого уровня, было предложено положить… на поверхность моря! Именно туда, как выяснилось, устремлялись на мелководье звуковые волны.

А сейчас эта же группа тризовцев занимается созданием нового поколения косметических средств для ряда азиатских стран. Есть там определенные проблемы, связанные с культурным наследием прошлых веков, но осложняющие жизнь современных людей. И это уже совсем другая история, требующая иных подходов и знаний. Во всяком случае, уже пришлось залезть на клеточный уровень.

Альтшуллер, анализируя задачу говорил, что тут хорошо бы построить противоречие. А современные тризовцы на месте одного противоречия выстраивают гигантские причинно-следственные цепи. Появились новые инструменты — например, анализ ключевых потребностей клиента. Очень сильно развился функциональный анализ, функционально ориентированный поиск. Широко используется потоковый анализ: исследуются потоки энергии, вещества, информации и их превращения друг в друга. Машина, техническая система представляются в виде процессора по переработке чего-либо во что-то или выжимания информации из какого-то вещества. И в этих потоках ищутся застойные зоны, узкие места, так называемые бутылочные горлышки, с которыми идет бескомпромиссная борьба.

Один из патриархов тризовского дела, ознакомившись с современной кухней последователей Альтшуллера, сказал: «Да, ребята, у нас были поршневые самолеты, а у вас — реактивные».

На взгляд постороннего человека многие найденные решения технических проблем парадоксальны. Они как бы выламываются из привычной колеи причинно-следственной логики. Скажем, к фирме GEN3 обратилась компания «Чикита», у которой громадные банановые плантации в Латинской Америке, с просьбой улучшить эффективность продаж. И хотя питерские сотрудники тризовской фирмы те самые бананы, как говорил отец солдата в одноименном фильме, «не выращивали, а только кушали», они придумали выход из тупика, предложив освоить рынок «еды на ходу». Для этого пришлось изобрести машинку, каковая обеспечивала ускоренное созревание еще зеленых плодов. Теперь у продавца всегда есть запас зеленых непортящихся бананов и возможность почти мгновенно превратить их в спелые. Попутно нашли способ, как уберечь одежду от пачкающего сока, покончили с рядом проблем хранения плодов. Президент «Чикиты» отозвался коротко и восторженно: «Нам 107 лет, но мы ощутили вторую молодость!»

Наверное, и без ТРИЗ техническое творчество обречено на беспрерывное восходящее развитие. Но если внимательно приглядеться к результатам величайших изобретателей, то станет ясно, что они в своих лабораториях неосознанно пользовались отдельными тризовскими приемами. Это как мольеровский Журден, который не догадывался, что всю жизнь говорил прозой. И ратуя за всемерное и полномасштабное использование ТРИЗ в ее современном обличии и вооружении, надо сказать, что эта методология позволяет не только сокращать ненужные телодвижения и пустую трату серого вещества, а главным образом прокладывает нетривиальные, красивые и оригинальные пути к высшим, порою парадоксальным техническим и даже социальным решениям проблем.

Думаю, что нужно рассказать о том, как все эти годы жили отечественные фирмы, строящие свою работу на основе ТРИЗ или широко использующие эту теорию в поисках нового. Такие примеры есть, они, к сожалению, не так многочисленны, как хотелось бы, но их опыт показывает — хорошие, эффективные методологические инструменты в изобретательском деле приживаются даже на нашей каменистой для производителей-соотечественников почве.

Свидетельством растущей популярности и увеличения востребованности ТРИЗ служит нынешняя летняя Конференция Международной ассоциации ТРИЗ, собравшая в Москве со всех континентов представителей высокоинтеллектуальной профессии, без которой немыслим прогресс ХХI века.

Опубликовано в журнале «Изобретатель и рационализатор» №6(690) за 2007 г.