ИЗ РЕЦЕНЗИЙ НА КНИГУ
Преподавание это наука или искусство? Книга Анатолия Гина «Приемы педагогической техники» обращает внимание на обе стороны медали. В ней собраны сильнодействующие находки сотен мастеров своего дела учителей, методистов, воспитателей. В том числе классиков. Автор обнаружил в этих россыпях несколько простых закономерностей принципов, и проявил в стихии порядок. Получилась сетка приемов, поддерживающих друг друга. Она позволяет учителю действенно и быстро решать профессиональные задачи и ставить новые.
В некоторых солидных трудах педтехника выглядит вроде царства небесного все о ней говорят, но никто не видит. В «Приемах педагогической техники» все четко и конкретно; учитель приблизится к главной проблеме преподавания как обучить детей, не вступая с ними в разрушительные конфликты. Но это еще не все. Книга поможет достойно ответить на те вопросы, которые возникают «здесь и сейчас».
Автор постарался в тексте показать, что он сам умеет делать то, чему берется обучать учителей. Даже оформление книги само по себе изобретение. Текст организован так, что читается легко и увлекательно не теряя серьезности содержания. Книгой можно пользовать в разных режимах: можно читать ее подряд, а можно использовать как справочник, книга может служить систематическим учебным курсом. Характерный отзыв слушателей семинаров звучит парадоксом: чем больше уже знает и умеет учитель, тем полезнее ему книга.
Автор предполагает, что каждый учитель может прокладывать в материале персональный путь выбирать цепочки приемов, подходящие лично для него. В то же время материал не рассчитан на все случаи жизни. И в этом смысле открыт уважаемый коллега вправе добавлять и совершенствовать любое место в книге. Автор с благодарностью примет замечания. Автор книги думает о народном учебнике самые интересные предложения читателей войдут в следующее издание со ссылкой на автора поправки.
Эта книга вряд ли понадобится:
- учителям, которые мечтают только день простоять да ночь продержаться;
- счастливцам, у которых есть в запасе 2-3 жизни, чтобы самостоятельно накопить соответствующий опыт (если в каждой жизни повезет с администрацией);
- суперпрофессионалам, у которых нет проблем, вообще рекомендуется сдать книгу в макулатуру и забыть о ней иначе проблемы появятся. Так поступили флорентийские профессора физики, когда Галилей предложил им впервые посмотреть в телескоп на солнечные пятна. Они отказались смотреть в телескоп и правильно сделали: спокойствие важнее!
Эта книга может понадобиться:
- учителю, (воспитателю) который хочет, чтобы на уроках было интересно и ему, и детям и при этом не имеет времени отыскивать жемчужное зерно в лавине педагогической литературы;
- преподавателю вуза, который хочет повысить эффективность преподавания;
- методисту, который стремится помочь профессионалам успешно решать их проблемы;
- управленцу, желающему понять, чем отличается настоящий профи от халтурщика.
Больше всего в книге заинтересованы ученики и их родители, которые хотят подсказать учителю, как сделать уроки интереснее.
Александр Камин
Эта работа, педагогическая по содержанию, представляет интерес не только для учителей, но и для психологов, разрабатывающих теоретические вопросы образования или занятых непосредственно в школьной практике.
От многочисленных популярных изданий по педагогике и психологии она отличается, прежде всего, манерой изложения. Читать ее, во-первых, легко она написана доступным языком, не изобилует непонятными терминами, грамотно структурирована, во-вторых, увлекательно развиваемые автором идеи оригинальны и принципиально отличаются от хорошо известных, но не всегда продуктивных.
А. А. Гин один из разработчиков ТРИЗ-педагогики (ТРИЗ теория решения изобретательских задач). ТРИЗ-педагогика направлена на формирование творческого мышления, обеспечивающего решение сложных задач в различных областях жизнедеятельности человека. Сторонники
ТРИЗ-педагогики, занятые в области проблемного обучения, опираются на мировой опыт поиска решений изобретательских задач.
Автором предлагаются оригинальные способы работы с детьми. Педагог, прочитавший книгу, почувствует себя вооруженным творческими формами педагогического воздействия, а практический психолог узнает, как дидактические методы могут стимулировать психическую активность детей.
Не будет большим преувеличением сказать, что автору книги удалось продвинуться в разрешении старого как мир противоречия между педагогической наукой и реальной жизнью, а именно: между решением в школе задач закрытого типа с четко сформулированными условиями и заранее заданными ответами и ежедневным столкновением учащихся с задачами открытого типа, когда условия неопределенны, а число возможных решений заранее неизвестно.
Автор щедро делится с читателем как теоретическими, так и практическими секретами.
В теоретической части описаны принципы педагогической техники, которые, по сути, являются
психолого-педагогическими.
Практическая часть изобилует описаниями конкретных педагогических приемов: подачи домашнего задания, подготовки к докладу, мозгового штурма, деловых игр и др. Причем изложение сопровождается примерами использования этих приемов в образовательной практике.
На страницах пособия также анализируются методы письменного контроля, обсуждаются проблемы списывания и оценивания.
Учебное пособие снабжено полезным в практическом отношении приложением, в котором приводятся способ оценки педагогических методик, образцы творческих учебных задач, а также картотека приемов «защиты» детей от скучной школы (где хранить шпаргалку, как сделать так, чтобы не спросили, как сорвать урок и др.).
Очевидно, что все затронутые автором проблемы хорошо известны школьному психологу. Знакомство с книгой будет не только способствовать их продуктивному решению, но и побуждать к собственным активным поискам таких решений.
Марина Степанова
Книга выгодно отличается от многих изданий по педагогике и психологии. Предлагая читателю-педагогу стройную и содержательную систему педагогических приемов, она дает ему возможность оптимистично воспринимать сложные проблемы взаимоотношений учителя и ученика и побуждает к творчеству. Написанный ярким и доходчивым языком, серьезный методический труд читается с таким живым интересом, словно это самый увлекательный детектив. Огромным достоинством работы является то, что все методы и приемы, описываемые в ней, пропущены через призму педагогического опыта автора. Неординарная личность, Анатолий Александрович Гин создал неординарное пособие, издание которого будет с радостью встречено как молодыми, так и опытными учителями. Хочется, чтобы этот труд занял должное место и в практике работы педагогических факультетов всех вузов независимо от специализации. Содержание книги полностью соответствует современным тенденциям в области развития творчества учащихся. Автор, известный в государствах СНГ, разрабатывающий и успешно пропагандирующий ТРИЗ, широко использовал эту замечательную теорию при создании самых современных рекомендаций педагогической техники. Книга от начала и до конца базируется на сегодняшних достижениях педагогики, возрастной и общей психологии, теории решения изобретательских задач.
Э. Б. Драбкин