Программа
Цикл занятий для развития творческих способностей дошкольников и младших школьников.
Цели:
- развить познавательный мотив к учебной деятельности;
- обучить целостному восприятию окружающего мира;
- развить творческое воображение;
Содержание программы
№ | Тема | Кол. часов | Примечание |
1 | Тест «Яйца с фантастических планет» | 2 |
|
2 | Сказка «Про Разум» | 2 |
|
3 | Признаки | 1 |
|
4 | Цвет | 2 |
|
4.1 | Цветные слова |
| для не читающих детей |
4.2 | Цветные кроссворды |
| для читающих детей |
5 | Размер | 2 |
|
5.1 | «Гараж с забором» |
| для дошкольников |
5.2 | «Попрыгунчики» |
| для младших школьников |
6 | Адрес | 2 |
|
6.1 | Дома для чисел |
| для дошкольников |
6.2 | Шифр «Домики» |
| для младших школьников |
7 | Звук | 3 |
|
| «Слоговые ребусы» |
|
|
8 | Состав | 3 |
|
8.1 | «Таблица сложения Ефремова» |
| для дошкольников |
8.2 | Модели задач «чемоданчики» по условиям «часть —целое» |
| для младших школьников |
9 | Форма | 2 |
|
| Стихотворная азбука для РТВ |
|
|
10 | Время | 2 |
|
10.1 | Временные промежутки, календари |
| для дошкольников |
10.2 | Временные глаголы. Прошлое время в текстах задач начальной школы |
| для младших школьников |
11 | Вещество | 2 |
|
11.1 | Модели ММЧ |
|
|
11.2 | Вещественно-временной календарь |
|
|
12 | Характер | 2 |
|
12.1 | «Хорошо — плохо» |
|
|
12.2 | Превращение плохого в хорошее |
|
|
13 | Происхождение | 2 |
|
13.1 | Живое — неживое, флора — фауна, естественное — искусственное |
|
|
13.2 | Создание новых названий |
|
|
14 | Тест «Яйца с фантастических планет» | 2 |
|
| Всего часов | 30 |
|
Аннотация по темам
- Тест «Яйца с фантастических планет». Изобразительное и речевое задание для определения нестандартности мышления, а также упражнение для развития творческого воображения.
- Сказка «Про Разум». Сказка о происхождении признаков с вопросами, практическими заданиями и нестандартными задачами.
- «Цветные слова». Открытая практическая задача для не читающих детей, в которой надо найти для каждого цвета соответствующее слово.
- «Цветные кроссворды». Усложнённый вариант предыдущей темы с практической реализацией в виде кроссворда из бумажных полос.
- «Гараж с забором». Практическое пособие из бумаги для развития глазомера и знакомства с оценочными критериями.
- «Попрыгунчики». Практическое упражнение с рисованием букв для развития глазомера по высоте. Задание усложнено сменой нулевого уровня.
- «Дома для чисел». Практическое пособие из бумаги для усвоения позиционного названия цифр.
- Шифр «Домики». Графическая зашифровка слов с помощью элементов дома. Упражнение развивает внимание и показывает способы превращения чисел в размер, форму, состав.
- «Слоговые ребусы». Это упражнения — загадки, позволяющие отрабатывать навык слияния слогов, а также создавать свои звуковые ребусы.
- «Таблица сложения Ефремова».
Данное учебное пособие по математике — это НЕчисловые таблицы сложения в виде конструкторских загадок. В книжке даны арифметические выражения из фигур для чисел от 1 до 20, решение которых развивает пространственное воображение. - Модели задач «чемоданчики». Данная графическая модель задачи позволяет создавать разнообразное текстовое описание, а также выбирать различные структуры математических задач.
- Стихотворная азбука для развития творческого воображения. В азбуке показаны нестандартные образы букв с использованием приёмов ТРИЗ.
- Модели ММЧ (метод маленьких человечков — по
Г.С. Альтшуллеру).
Это модель различных веществ в образах маленьких человечков. - Вещественно-временной календарь.
Представление времён года через образы состояний вещества.