Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 10.04.2015]

Главная / Практикум /
Отчет о проведенном уроке на тему: «Учимся задавать вопросы»

Данный урок был разработан на основе материалов семинара, проведенного Александром Федоровичем Кавтревым в Пензе в ноябре 2014 г.

Педагог: Афтаева Елена Константиновна

Место работы, должность: МБОУ СОШ № 36 г. Пензы, учитель

В течение урока учащиеся 7 класса учились задавать вопросы на основе материала по биологии: «Многообразие пресмыкающихся».

Из отзывов учеников о данном уроке:

  • «Мне понравился урок, т.к. я научился строить вопросы разного характера, но больше всего понравилось создавать развивающие вопросы. Безусловно, это важное для нас знание».
  • «Мне понравилась, как мы с Леной придумывали вопросы. Я вспомнил детство, в котором я бегал за ужами на озеро в деревне».
  • «В ходе урока мы задали несколько очень интересных вопросов, на которые трудно ответить и меня это заинтересовало».
  • «Мы составляли замечательные вопросы. Очень хочу, чтобы такие уроки проходили чаще».
  • «Мне понравилось, хотя у меня не совсем получились некоторые вопросы. Но ничего, всему надо учиться».
  • «Я считаю, что нам удалось научиться составлять хорошие вопросы, так как на них было интересно отвечать. Еще я узнала много всего интересного про рептилий».
  • «Мне понравилось придумывать сильные вопросы, а еще мне хотелось узнать ответы на развивающие вопросы».
  • «Мне очень понравился этот урок. Я узнала, как составлять сильные правильные вопросы. Понравилась работа командой, потому что каждый предлагает свой вопрос и получается много. Все вопросы были интересные, я бы хотела узнать ответы на них. На перемене спрошу».
  • «Мне понравилась эта игра, т.к. было много интересного. У меня появилось много вопросов, на которые я обязательно найду ответы».

Описание урока

1. В начале урока была использована игра диалог с компьютером («да-нет»). Ребята должны были отгадать задуманное учителем животное, задать можно было только 5 вопросов. Сданным заданием учащиеся справились.

При анализе решения задачи дети объяснили, что каждый вопрос помогал отсекать группу пресмыкающихся. Первый вопрос исключил крокодилов, третий змей и ящериц, а вопрос с панцирем – черепах. Второй вопрос о пресмыкающихся был лишним, т.к. тема была сообщена в начале урока, значит это результат невнимательности задававшего вопрос.
Задуманное животное крупное? (Нет)
Это животное пресмыкающееся? (Да)
Это чешуйчатое? (Нет)
Есть панцирь? (Нет)
Относится к Клювоголовым? (Да)
Ответ  — Гаттерия.

2. На основе опорного списка вопросов (Что? Где? Когда? Зачем? Почему? Как?) детям нужно было составить вопросы к видеофрагменту «Гаттерия (Туатара) –ящерица, пережившая динозавров».

Работа велась по шести вариантам, сложнее всего пришлось учащимся, которые работали с вопросом «Зачем?». В этом варианте ни одного понятного вопроса не было.

Ребята предположили две причины, объясняющие такой результат. Первая – это отсутствие в фильме подходящего материала для вопроса «Зачем?», а вторая сложность самого вопроса для формулировки.

При анализе составленных вопросов мы выяснили следующее:

  • есть вопросы, на которые легко и просто отвечать, например:
    Что едят Гаттерии? (Беспозвоночных)
    Где обитает Туатара? (Остров Стивена)
    Когда появились предки Гаттерии? (Во времена динозавров)
  • есть вопросы, на которые одним словом не ответить,
  • а некоторые ребята составили вопросы, на которые вообще нет ответа.
    Почему Туатара сохранились только на островах Н.Зеландии?
    Почему Гаттерия может долго не дышать?
    Почему Гаттерии, один из немногих видов животных времен динозавров, выжили?
    Почему Гаттерии живут в медленном темпе?
    Как Гаттерии удалось пережить динозавров?

    3. На примере записанных, на доске вопросов, ребятам было предложено познакомиться с вопросами повторяющего, уточняющего и развивающего характера и определить типы вопросов.

    В ходе выполнения задания столкнулись с проблемой: дети часто путали повторяющие вопросы с уточняющими. Поэтому для дальнейшей работы им были предложены некоторые формулировки уточняющих и развивающих вопросов.

    4. Последнее задание предполагало работу в малых группах с текстами из книги «Биология. 7-8 класс: Поурочные разработки к учебникам Никишова А.И., Шаровой И.Х., Константинова В.М. и др.» – М.: ВАКО, 2004г.

    Ребята должны были прочитать предложенный текст и составить три вопроса разных типов.

    В результате работы учащиеся сделали вывод, что самыми интересными являются развивающие вопросы.

    Примеры вопросов к различным текстам:

    Вопросы к тексту «Змеи. Душители».

    • Повторяющие вопросы
      Какая самая длинная змея на Земле?
      Какое животное сочетает смертельное объятие и смертельный укус?
      Какие змеи относятся к душителям?
    • Уточняющие вопросы
      Что помогает душителям обездвижить жертву?
      Каким образом, кроме ядовитых укусов, змея может убить свою жертву?
    • Развивающие вопросы
      Почему змея душитель старается не сломать кости жертве

      Вопросы к тексту «Крокодилы. Жизнь в воде»:

    • Повторяющие вопросы
      Чем питаются крокодилы?
      Может ли крокодил прожить без воды?
    • Уточняющие вопросы
      Для чего нужны хвосты крокодилам?
    • Развивающие вопросы
      Почему на суше движения крокодила менее проворны и быстры, чем в воде?

      Вопросы к тексту «Черепахи. Гиганты моря»:

    • Повторяющие вопросы
      Где обитают самые крупные черепахи?
      Какая черепаха самая крупная из морских черепах?
    • Уточняющие вопросы
      Какие преимущества дает черепахам большие размеры?
      В связи, с чем передние конечности морских черепах превратились в ласты?
      Как размер черепахи связан с её безопасностью?
    • Развивающие вопросы
      Почему черепаха в период размножения возвращается в место, где появилась на свет?

    В ходе урока учащиеся сделали следующий вывод: при игре в «да-нет» сильный вопрос  — это понятный и интересный вопрос, который отсекает большие области ненужной в данный момент информации.