Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 08.02.2014]

Главная / Практикум /
Креатив-бой на классном часу: попытка № 2

(исповедь начинающего ТРИЗ-педагога)

Второй раз приглашен в этот класс. Последний урок. Классного руководителя с нами нет. Зато есть «трудовик», которому ребята предложили также поучаствовать в процессе, на что получили вполне доходчивый и внятный ответ: «Я лучше в очереди третьим за пивом буду стоять, чем решать какие-то задачки»… Всегда умилялся остроумию и смекалке этих замечательных учителей жизни  — это же ходячие энциклопедии афоризмов, и откуда они такие берутся?

В общем, остался с ребятами один на один. Шикать и приструнивать было некому. Но почему-то уверенность в том, что все будет хорошо, была (на чем и погорел).

Началось. Предварительно назначил капитанов и раздал им вводные о назначении секретарей и докладчиков, получилось 3 группы, две мужских и женская. Впоследствии один из парней отделился от группы, решил самостоятельно решать задачи, я так понимаю, у него были на то причины. Разбираться не стал, во-первых, не психолог, во-вторых, со временем было туго, да и вопросы подобного рода лучше решать тет-а-тет (из личного опыта). После дележки я решил вспомнить прошлое занятие и проанализировать с ребятами задачу с динамитом и партизанами. Завел речь о приеме увеличения, что-то даже рисовал на доске, но внимания особого со стороны слушателей не получил. Ребята, которые были на прошлом занятии сидели спокойно, это женская команда и команда с отделившимся капитаном. Третья же группа, в которой были ребята, не присутствовавшие на прошлой игре, скомпоновались на галерке и активно играли в саечки или подзатыльники. Можно было бы оставить всё как есть. Некоторые девочки делали им замечания, но настроение было не ахти, и пришлось отсадить зачинщика поближе к себе. С шумом было покончено, но внимания, на которое я рассчитывал, не было. Завел речь о фантастике, о том, что большинство предсказаний, описанных в фантастических романах начала прошлого века, сбылись, а предсказания великих учёных  — не всегда, но и это не дало результата, уровень внимания был близок к нулю.

Пришлось использовать козырь  — Стив Джобс, земля ему пухом. Оказалось, что ребята считают Джобса настоящим изобретателем-технарем. В принципе для меня это не стало открытием. Но подобное мнение, сформированное, по-видимому, не книгами о жизни Стива, а скорее беглой информацией из СМИ, мне представляется не корректным. Решил выложить козыри и рассказал о том, как Стив со своим компаньоном в начале своей карьеры жульничал, обманывая телефонную компанию, о том, что он отличный продавец и маркетолог, но вот к железячному изобретательству не имеет прямого отношения. Ну как же, он же крутой дизайнер, возразил мне кто-то… В общем, внимание класса вернулось до отметки 3 по 5-бальной шкале и на этом положительном фоне я перешел к основной части  — к постановке задачи. Иду пока по накатанной, т.е. беру задачи, которые представлены в брошюре Креатив-бой. Задача про ресторан. Зачем-то приплел сюда кризис, решил, что эта тема ребятам знакома. Началась работа в группах. Мух, конечно, слышно не было, но голос ребята тоже не повышали, возможно, боялись, что соседи украдут их идею, а скорее всего именно это и было основной причиной шептания, что естественно сыграло мне на руку. Первым к докладу пригласил одиночку. Идей он предложил несколько, но в основном по стандартному маркетинговому шаблону прошлого века: снижение цен, привлечение рекламой, сокращение себестоимости. Остальные докладчики не отличались оригинальностью, кто-то, правда, предложил воспользоваться услугами «звезды», с которой должен был быть знаком хозяин заведения и соответственно «звезда» должна была привлекать людей в данный ресторан во время кризиса. Контрольный ответ давался уже в полном бедламе, ибо, как собачки Павлова, по звонку часть класса вскочила и начала сборы, ведь дальше их ждала свобода. Совсем забыл: пока шло обсуждение в группах, я вспомнил пример про гордого короля, который не желал кланяться свергнувшим его вассалам. Начеркал на доске что-то типа двери и в глубине трон и задал эту задачку перед тем, как пригласить докладчиков к выступлению. Посчитал, что это будет как развлекательная часть. Как раз вспомню про приемы… Порадовало, что кто то высказал мнение про слуг, которые занесут короля на носилках и тем самым не будет необходимости королю кланяться из-за забитой сверху до половины двери. Были еще какие-то предположения, на что приходилось вводить дополнительные ограничители: то нет охранников, которые сломают доски, то дверь в зал всего одна и т.д. Решил обострить задачу: что должен сделать король, чтобы не то чтобы быть униженным, а еще и обидчиков унизить, при условии, что входить в дверь надо и кланяться обязательно. Дал, как мне тогда казалось, убийственную подсказку: используйте прием «наоборот». Казалось бы, что еще надо, ан нет. Минуты две была тишина и лишь мои вздохи от досады: ну как же так, это же элементарно… Конечно же, сейчас понимаю, что вел себя некорректно, но зато будет наука на будущее. В общем, выдал ребятам ответ, да еще и как мне кажется внес отсебятину про приспущенные штаны. Под смех мы перешли к докладам, описанным выше.

А теперь выводы… Задачи, раздаваемые ребятам, должны быть продублированы на листках, это обязательное условие. Тут и страховка, если вдруг не все вводные дал, и уменьшение уточняющих вопросов во время обсуждения. Время необходимо по возможности строго контролировать, вплоть до хронометража собственного выступления и зачитывания условий задачи. Никакой теории, пока сами не попросят, либо пока не завоеван основательный авторитет. Решают задачки ребята с удовольствием, а вот слушают они, по крайней мере, на последнем уроке, с неохотой. В планах попросить самих ребят найти интересные задачки и пригласить авторов задач для модерирования процесса, но на каком этапе, это пока вопрос. Очень хочется начать раздачу пирожков, т.е. теоретических знаний, но вот когда наступит момент голода, пока себе не представляю. Нравится ли ребятам подобные уроки? Думаю  — да. Как быстро исчерпаются запасы их знаний и терпения выслушивать контрольные ответы, а не самим выдвигать идеи, сейчас сказать трудно, но надежда еще жива. С места событий, ваш С.А.

Про первый урок  — здесь: