Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 02.11.2007]

Главная / Семинары /
ТРИЗ для педагогов

ТРИЗ помогает решать педагогические проблемы, превращая их из констатации неблагоприятного факта в конкретные задачи с выходом на оптимальные решения.

Цели семинара

  • Показать возможности ТРИЗ для решения педагогических проблем при:
      — обучении чтению, письму, счету;
      — развитии речи, внимания, пространственного воображения, самостоятельности;
      — занятиях с отстающими детьми и детьми с задержкой интеллектуального развития.
  • Познакомить с методиками, пособиями, упражнениями, играми, полученных при решении педагогических задач.
  • Пригласить к сотрудничеству педагогов, желающих использовать предлагаемые решения, а также применять инструменты ТРИЗ для решения своих педагогических задач.

Категория слушателей: воспитатели детских садов, учителя начальных классов, учителя коррекционных классов, психологи, логопеды, дефектологи, методисты.

Ожидаемые результаты от семинара
Слушатели получат опробованные автором решения учебных задач, возникших при обучении проблемных детей чтению, счету, письму. Познакомятся с методиками развития внимания, речи, воображения детей. Научатся применять инструменты ТРИЗ для создания интересных уроков, методик, упражнений под любые темы различных учебных предметов.

ПРОГРАММА

Наименование блоков и тем

Время (час)

Введение. ТРИЗ в Педагогике

1

Блок 1. Проблемы отстающих детей.

Создание обучающего материала для развития:
— чтения,
— речи,
— счета,
— письма,
— внимания,
— памяти,
— пространственного воображения.


4
3
4
3
4
2
3

Итого:

24

Блок 2. Проблемы содержания обучения.

Интегрирование ТРИЗ в учебные предметы.
2.1. Модели задач начальной школы на базе СО (системного оператора).
2.2. Развитие творческого мышления на уроках чтения, русского, математики.


5

4

Итого:

8

Блок 3. Проблемы педагогов.

3.1. Создание творческих занятий:
— построение развивающего урока,
— построение познавательного урока,
— по теме выбранной слушателями.
3.2. Приемы создания математических задач начальной школы.
3.3. Решение педагогических задач


4
2

5

5

Итого:

16

Всего:

48

Примечание. Возможно проведение семинара по темам, выбранным заказчиком в объеме не менее 24 часов.


АННОТАЦИИ К БЛОКАМ

Введение

ТРИЗ в Педагогике
Что такое ТРИЗ? Зачем Педагогике нужен ТРИЗ? Как учебный предмет, или как инструмент педагога, или то и другое вместе? Роль и место ТРИЗ в образовательном процессе.


БЛОК 1. Проблемы отстающих детей

Проблемы отстающих детей выражаются формулировками: «Ребенок плохо считает, или медленно читает, или слабо соображает». Как узнать почему, и что нужно делать в таких ситуациях? Ответы на эти вопросы даны на конкретных примерах.

Создание обучающего материала для развития учебных действий:

Чтение

Чтение без букв.
«Слоговые ребусы».
Скорость чтения.
Создание упражнений и текстов.
Чтение глазами без артикуляции.

Речь

Стилистические затруднения в частях речи, падежах, числах, временах, родах.
Игры и упражнения.

Счет

Изучение арифметических действий в образной форме.
Таблицы сложения и умножения Ефремова.
Переместительный закон в графической форме.

Письмо

Мотивация письменных упражнений.
Пропуск букв.
Проблемы орфографии.

Внимание

Почему не работают большинство упражнений на внимание?
Критерии и виды заданий на внимание.
Игры и шифры на внимание.

Память

Приемы РТВ (развитие творческого воображения) для образного запоминания слов и чисел.
Оперативная память и способы ее развития.

Пространственное воображение

Как увидеть невидимое.
«Фоновая азбука».
Конструирование учебным материалом.


БЛОК 2. Проблемы содержания обучения

Что и почему дети не понимают в школе и детском саду? Поможет понятийное обучение. Рассогласования содержания учебных предметов с задачами обучения — подводные рифы обучения. Интегрирование ТРИЗ в учебные предметы.

2.1. Модели задач начальной школы на базе системного оператора (СО)
Что такое СО? Проблемы математических задач в начальной школе. Образные модели записи условий задачи. Алгоритмы решения и проверки.

2.2. Развитие творческого мышления на уроках чтения, русского, математики
Как заниматься творчеством на основных учебных предметах? Нестандартное в стандартном.


БЛОК 3. Проблемы педагогов

Что делать педагогу, если не понимается тема, правило или задание?
Нужно ли учителю быть творческой личностью?

3.1. Создание творческих занятий по заданной тематике:
Как сделать урок интересным? Проектирование уроков.
Планирование неизвестного. Дети — соавторы конечного результата.

Построение развивающего урока

Порядок создания развивающего урока.
Разработка трех занятий по теме «ЛОГИКА».

Построение познавательного урока

Порядок создания познавательного урока.
Разработка занятия по теме «ЭКОЛОГИЯ».

Тема слушателей

Разработка занятия по теме, предложенной слушателями.

3.2. Приемы создания математических задач начальной школы
Чтобы научить детей решать задачи, нужно научить создавать и придумывать эти задачи.
Лингвистические приемы получения нового текста задач.

3.3. Решение педагогических задач
Применение инструментов ТРИЗ. Выявление правил, приемов и закономерностей для решения педагогических проблем.


Дидактический материал

  1. Головоломка «Собери квадрат».
  2. Заготовки «Звуковых ребусов».
  3. «Таблицы сложения Ефремова».
  4. «Таблицы умножения Ефремова».
  5. Шифр «Домики».
  6. Понятийные загадки.
  7. Методика создания метафор и афоризмов.
  8. Книжка «Смешные числа».