Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

				
Содержание

[Опубликовано на сайте 31.12.2006]
[Обновлено 30.10.2009]

Главная / Книги /
Интеллектуальное айкидо

Приемы решения проблем — психотехника творческого мышления

(статья о принципах построения книги для психологов)

Александр Камин, Дмитрий Камин

«Кто умеет — делает сам, кто не умеет — учит других, кто не умеет учить — учит, как надо учить».
Дж.Б. Шоу

1. Сто имен священного слона

В образовании развитие творческих способностей признается важной задачей. При этом заинтересованные лица — учителя и преподаватели, воспитатели, психологи, родители — имеют разные, чтобы не сказать, противоположные точки зрения на то, что же такое «творчество» и как развивать «творческие способности».

Очень похоже, что понятие «Творчество» находится в положении древнеиндийского священного слона, имеющего 99 имен — причем настоящее, сотое, известно лишь ему одному… Мы в этой статье хотим рассказать об одном из возможных направлений работы по развитию творческого мышления. Смысл этого направления можно уяснить по аналогии с риторикой. В риторике собраны и систематизированы действенные обороты речи, не зависящие от содержания самой речи, от того, произносит ли речь политик, священник, ученый или учитель. Различных приемов сравнительно немного, и Мастер ораторского искусства может их освоить и с успехом применять, приспосабливая к своим целям. Набираясь опыта, он может совершенствовать приемы и, может быть, находить новые. Точно так же мы попытались собрать эффективные ходы мысли, с помощью которых решались острые проблемы в разных областях жизни: в науке, политике, бизнесе, военном деле, технике. Эти «ходы мысли» можно назвать «приемами», по аналогии с ораторским искусством. Слово «приемы» в ходу и в боевых искусствах — это некие эффективные действия, «техники», которые можно применять независимо от того, вооружен ли противник палкой, ножом или другим оружием. Опять же, в конкретном боевом искусстве, например, Айкидо, приемов сравнительно немного, и Мастер может их освоить и успешно применять, приспосабливая к конкретной обстановке. Существуют ли эвристические приемы — ходы мысли, позволяющие успешно решать острые проблемы в разных областях жизни? Вы, читатель, сейчас сами сможете в этом разобраться.

2. Смотри в корень!

Сейчас мы опишем несколько реальных ситуаций из разных областей жизни. Как нам кажется, Действующие Лица в каждой из ситуаций мастерски с ней справились, применив, не сговариваясь, один и тот же ход мысли, один «прием». Мы предлагаем вам, читатель, сформулировать, в чем этот ход мысли, общий для всех примеров, заключался.

Пример 1 Наименьшее зло

Один врач, живущий в Индии, рассказывал, что при посещении элеваторов в Индии он не мог заметить никаких следов крыс, но были норы, в которых ютились кобры. Кобры — естественный враг крыс, разносчиков чумы, и там, где много кобр, опасность чумы минимальна. Кобры убивают ежегодно несколько тысяч людей, а чума, если появляется в такой стране, как Индия, косит миллионы.

Пример 2 На самом видном месте…

Во время блокады Ленинграда возникла проблема сохранения художественных ценностей, эвакуированных из дворцов Гатчины, Ломоносова, Павловска, Петродворца, Пушкина. Действительно — где разместить бесценные мебель, картины, фарфор, архивы, чтобы это не было разбомблено? Пожилой управленец (в прошлом артиллерийский офицер), предложил хранить сокровища в... Исаакиевском соборе. Почему? Обстреливая город, немцы будут пользоваться куполом собора как ориентиром и постараются сохранить эту наиболее высокую точку города для пристрелки. Все 900 дней блокады музейные сокровища пролежали в Исаакии и ни разу не подверглись прямому артобстрелу или бомбежке…

Пример 3 За казенный счет

Знаменитый писатель Рабле, возвращаясь из путешествия по Франции домой в Париж, оказался в затруднительном положении. Неподалеку от Парижа у него закончились деньги. Их хватило только на то, чтобы снять номер на один день. Деньги на этом закончились совсем, а домой то хочется! Тогда Рабле сделал неожиданный ход. В своем гостиничном номере на видном месте он разложил пакетики с надписями: "Яд для короля", "Яд для дофина" и ушел гулять. Горничная обнаружила пакетики, и хозяин гостиницы вызвал полицию. Рабле под охраной был доставлен в Париж, где, представ перед судом, рассказал о своей проделке. Король Франциск 1, друживший с писателем, пригласил "отравителя" к себе на ужин и долго смеялся, слушая его дорожные приключения.

Пример 4 Либо хорошо, либо ничего…

Когда-то в еврейских общинах соблюдалась традиция: покойника нельзя предать земле до тех пор, пока кто-нибудь не скажет о нем доброго слова. Случилось так, что в одной общине умер Янкель — очень нехороший человек. Настолько нехороший, что целую неделю никто не мог сказать о нем ничего хорошего. Спас положение мудрый раввин. Он собрал людей и произнес:
— Все вы знаете, что за человек был Янкель, но у нас в общине есть Хескель, по сравнению с которым Янкель просто золото. Хескель действительно был гораздо хуже Янкеля, и Янкеля похоронили. Все бы хорошо, но через год умер Хескель. Все ждали — а что же скажет раввин теперь. И раввин сказал:
— Все вы знаете, что за человек был Хескель, но если бы не он, мы бы до сих пор не похоронили Янкеля!

Пример 5 Оно не тонет!

На заре карьеры мыловара Харли Проктера (он тогда еще не встретился с Гемблом) постигла неприятность. Как-то раз один из чанов продержали на огне дольше обычного, так что в мыле образовались пузырьки, а отдушки выпарились. Харли хотел вылить содержимое чана в выгребную яму, но на стадии охлаждения заметил, что мыло не тонет в воде, а плавает комками на поверхности.
Тогда он создал новую марку мыла и стал продавать ее под слоганом «мыло, которое не тонет!» Благодарные хозяйки, уставшие ловить на дне раковин скользкие обмылки, тут же отправились к Харли за новинкой. «Творческая ошибка» принесла ему 7 миллионов.

Пример 6

В этом году (2005) в прессе появилось сообщение: в итальянском парламенте совсем недавно разрешили использовать «непарламентские выражения» (по этой части итальянский почти так же велик и могуч, как и русский). Депутаты отметили, что многие выступления сразу стали гораздо короче (и, может быть, доходчивее).

Итак, читатель, какой ход мысли, с вашей точки зрения, объединяет приведенные примеры? С нашей точки зрения, Действующие Лица каждого эпизода обратили вред в пользу.

Итог можно подвести в виде формулы приема:

Формула приема «вред в пользу»:

Если между объектами возникло нежелательное взаимодействие, попытайтесь:

    а) обратить его в пользу,
    б) усилить его до такой степени, что оно перестанет быть вредным (довести до абсурда).

Как мы и пообещали, примеры подобраны из разных областей жизни. Подметим, что суть приема не в том, чтобы принести другому вред себе на пользу, на это особой мудрости не требуется. Речь идет о том, что вред наносится вам, а вы обращаете его себе на пользу или хотя бы нейтрализуете.

Нам кажется, что все рассмотренные примеры можно считать образцами творческого подхода к проблеме, а результаты в примерах 2 и 5 можно отнести к весомым творческим достижениям Действующих Лиц.

Думаем, дорогие коллеги, вы теперь сами сможете привести собственные примеры, когда некая проблема была решена приемом «вред в пользу». Примеры можно брать из вашего житейского и профессионального опыта, из книг, из радио- и телепередач… На тренингах группа обычно приводит вдвое больше примеров, чем авторы (ведущие).

Будем считать, что вы, читатель, ознакомились с одним из эвристических приемов — приемом «вред в пользу».

Для вас, может быть, важен вопрос: можно ли научить других пользоваться этим приемом? Мы считаем, исходя из своего опыта, для этого нужно предложить ученикам (или клиентам, или собственным детям) аналогичные ситуации, но не в форме примеров, а в форме задач. Сейчас вы сможете проверить, так ли это.

3. Микротренинг: попробуйте сами!

Теперь, дорогие коллеги, вам самим предстоит выступить в роли Действующего Лица, столкнувшегося с реальной проблемой. Мы опишем реальные ситуации, но решающий ход предстоит сделать вам самим. Можете быть уверены, что этот решающий ход — проявление приема «вред в пользу»: с которым вы только что познакомились. Контрольные ответы на с.9, но советуем вам сначала предложить собственную версию решения, иначе никакого обучения и внутреннего роста ни вам, ни вашим воспитанникам мы не обещаем… Дело в том, что самостоятельные попытки нередко дают решения, не уступающие по качеству контрольному ответу. Подходящий способ работы с такими задачами — предложить по каждой задаче одну или несколько собственных версий, а потом каждую из них проверить. Во-первых, имеет смысл удостовериться, что ваша версия соответствует условию задачи, а во-вторых, что версия описывается с помощью формулы приема «наоборот» (с. 3). После этого можно сравнить ваши версии с контрольными ответами. Если вы предлагаете задачи в группе, много дает обсуждение версий, полученных от каждого участника до знакомства с контрольным ответом и после него.

Однако, ближе к делу!

Тренировочные задачи

Задача 1 Вдребезги!
На Лондонском аукционе один участник купил редкостную желто-фиолетовую раковину, и тут же разбил ее об пол, а осколки растер ногами. Зачем он это сделал?

Задача 2 Кругом одни евреи…
Когда фашисты оккупировали Данию, они, как и в других оккупированных странах, приказали всем евреям надеть повязки с шестиконечной звездой. В ближайшем будущем евреев ожидали гетто и концлагеря. Датский король Христиан и королева решили спасти евреев и договорились с нейтральной Швецией об их переправке. Но существовала опасность, что евреев «заметут» в гетто еще до того, как переправка станет возможной.
Нужно было выиграть время (чтобы подготовить переправку), и тогда король сделал неожиданный и рискованный ход. Найдите этот ход.

Задача 3 Белеет рибок одинокий…
В мае 1990 г. в заливе Аляска во время шторма одно судно потеряло часть груза — 80 тысяч пар кроссовок фирмы "Найк". В США был опубликован призыв: сообщать обо всех случаях их обнаружения. С какой целью?

Творческие задания .

Задание1. Обсудите афоризм: «Лень — двигатель прогресса». Приведите доводы «за» и «против».

Задание 2. Как вы считаете, целесообразна ли смерть с биологической точки зрения? В чем биологический смысл смерти?

4. Что делать дальше?

Будем считать, уважаемые коллеги, что вы открыли для себя и отработали один из эвристических приемов.

Чтобы добиться результата — заметного усиления творческих способностей — нужно в таком режиме освоить, как минимум, десяток эвристических приемов.

Получается система развития творческого мышления, которую мы назвали «Интеллектуальное айкидо».

Обратите внимание на особенности подхода:

  1. Мы в качестве учебного материала предлагали не выдуманные, не искусственные, а реальные ситуации из разных областей жизни, в которых Действующие Лица добивались впечатляющего успеха.
  2. Мы вместе с вами выделили и кратко сформулировали суть успешной стратегии, объединяющей все рассмотренные ситуации.
  3. Мы предложили самостоятельно найти решающий ход в новых ситуациях, где вы сами вызывались на роль Действующего Лица. Суть этого решающего хода, этой успешной стратегии оставалась такой же, как в рассмотренных прежде примерах.
  4. Все ситуации мы сознательно подбирали так, чтобы они вызывали интерес.
  5. И примеры с задачами, и комментарии мы сознательно старались изложить простым языком, избегая наукообразия.
  6. Мы предлагали свою точку зрения только после того, как дали читателям (ученикам, клиентам) высказать свои соображения. В живом тренинге эти соображения обязательно обсуждались.
  7. Мы ни слова не сказали о том, «как необходимо быть творческими людьми», не агитировали и не проповедовали.

Ответим на животрепещущий вопрос: можно ли находить творческие решения интуитивно, не осваивая эвристические приемы?

Можно, такие люди всегда были и есть. Точно так же были и есть интуитивные гении общения, которые не изучали психологию; прирожденные музыканты, которые не учились музыке; ораторы, произносившие блестящие речи, не обучаясь риторике, литераторы, которые создали шедевры, не обучаясь литературному мастерству. Но, с другой стороны, почему не использовать в дополнение к собственным возможностям огромный опыт, накопленный в разных областях жизни Мастерами решения проблем? Нам кажется, что оптимальные отношения между мастерством и интуицией выразил Пушкин, которого Бог интуицией не обидел: «Надо ставить ремесло подножием искусства».

5. «Но, господа, ведь это не психология!»

Знаменитый физик Пауль Эренфест научил своего попугая произносить фразу: «Но, господа, ведь это не физика!». Этого попугая Эренфест предлагал в качестве председателя физических дискуссий. Может быть, у кого-нибудь из читателей живет попугай, обученный произносить: «Но, господа, ведь это не психология!». Ответим этому попугаю. Хотя мы опираемся скорее на конкретный опыт, чем на авторитеты, «чтобы быть услышанным людьми, в наше время глас вопиющего в пустыне должен звучать по-научному»(К.Г. Юнг).

    а) Мы думаем, что обозначенное направление работы лежит в рамках известного раздела психологии под названием психотехника.

Психотехника — ветвь практической психологии, изучающая проблемы деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте. Возникла в начале 20 века и получила теоретическое оформление в работах У. Штерна, В. Мюнстерберга и др.

Термин предложен Уильямом Штерном для обозначения практики управления психическими явлениями и процессами. С самого начала одной из функций психотехники обозначалась «тренировка психических функций». Мы думаем, что изучение конкретных творческих находок в разных областях деятельности, выделение действенных «ходов мысли» в форме эвристических приемов можно назвать психотехникой творческого мышления. Тренировкой тогда можно считать тренинги решения творческих задач, которые представляют собой образцы явных творческих достижений, представленные в форме задач (как мы это сделали в «микротренинге»).

Можно понимать психотехнику как искусство ориентировки в процессах мышления и управления этими процессами. Такую трактовку термина можно увидеть у таких мастеров практической психологи, как К.С. Станиславский, театральный педагог С.В. Гиппиус, известный психотерапевт В.Л. Леви. В этом смысле психотехника — устойчивая часть культуры, вкрапленная в различные сферы человеческой деятельности, и гораздо более древняя, чем экспериментально-теоретическая психология. Психология и психотехника находятся в тесном взаимодействии, как физика и инженерное дело: психотехника опирается на психологию, и, в свою очередь, обогащает ее.

С этой точки зрения наш подход можно считать искусством ориентировки в процессах творческого решения проблем и управление этими процессами.

Говоря немного другими словами, предлагаемый материал можно отнести к эвристике. Это слово в психологической литературе имеет два значения:

  1. В широком смысле — наука о творчестве.
  2. В узком смысле, более современном — теория и практика избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач.

Существуют сильные разработки в области эвристики, созданные не профессиональными психологами. Это разработки математиков А. Адамара [1] и Д. Пойа [8] и теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) инженера Г.С. Альтшуллера [2] (он же писатель Генрих Альтов). Подход, который мы предлагаем, опирается и на разработки этих авторов. Существенное отличие нашей разработки в том, что мы привлекаем образцы творческих достижений не из одной узкопрофессиональной области, а из всех областей человеческой деятельности.

    б) Мы думаем, наш подход, поскольку он основан на реальных примерах творческих достижений, совместим с подходами основных научных школ в психологии. Грубо говоря, он не зависит от «психологической веры», вы можете его использовать независимо от того, на какие научные каноны опираетесь.

Коллеги, исповедующие диалектический материализм и теорию деятельности, могут понимать предложенные подходы как приемы успешной мыследеятельности, накопленные общественной практикой в ходе исторического развития. Их можно назвать приемами преодоления противоречий.

Приверженцы Карла Густава Юнга увидит в этом материале общие для всего человечества во все времена архетипы успешного подхода к острым жизненным проблемам. Эти архетипы отражены в сказках, мифах и других проявлениях «коллективного бессознательного». «Человек наследует его от своего родового прошлого, которое включает как его человеческих, так и предчеловеческих или животных предков».

Вот навскидку литературный (или уже фольклорный?) пример на тему «вред в пользу»:

    Спробуй заячий помет,
    Он ядреный, он проймет,
    Он куды целебней меда,
    Хоть по вкусу и не мед.

    Он на вкус довольно крут,
    И с него, бывает, мрут,
    Но какие выживают —
    Те до старости живут!

    Леонид Филатов

Знатоки Альфреда Адлера могут воспринять нашу работу как проявление «настойчивого стремления постичь таинственную творческую силу жизни, силу, которая воплощается в желании развития, борьбы, достижения, превосходства и даже компенсации поражения в одной сфере — стремлением к успеху в другой». Мы как раз и предлагаем конкретные приемы, с помощью которых можно добиться «достижений, превосходства и даже компенсации поражения». И тем самым преодолеть «комплекс неполноценности» и стать «художником своей собственной личности».

Сторонники Фрица Перлса и гештальт-подхода увидят в этих приемах реальную возможность «принять всю ответственность за свое существование на себя» и «завершать гештальты», пройдя весь цикл «контакта и ухода» при столкновении с реальной проблемой. Эта разработка предоставит им действенный инструмент решения проблем. По представлениям Перлса, «любое нарушение организмического равновесия составляет неполный гештальт, незаконченную ситуацию, заставляющую организм становится творческим, находить средства и пути восстановления равновесия».

Мы как раз и описываем эти «средства и пути» в форме приемов, по излюбленному принципу Фрица Перлса: «как» важнее, чем «почему». Конкретную работу мы строим, исходя из того, что «изменение и развитие не может быть насильственным, а психологический рост — естественный и спонтанный процесс». Наверное, Перлс был бы доволен, что мы почти не используем «слоновьи извержения — теоретизирование, в особенности философско-психологического рода».

Потому что «научение — это собственное открытие»…Этого требует «врожденный гений каждого из нас».

Почитатели Абрахама Маслоу могут использовать материал как инструмент самоактуализации — своей собственной и своих учеников, клиентов или родных детей Многие примеры можно считать ключевыми эпизодами самоактуализации выдающихся людей. По нашему опыту, уже при знакомстве с примерами читатели (ученики, клиенты) могут, отождествляясь с героями эпизодов, пройти через «пик-переживания», и уж точно испытают такие переживания, когда у них начнут получаться задачи.

Коллеги, знакомые с НЛП, могут считать, что предлагаемые подходы и приемы — «стандартные» подпрограммы мозга как биологического компьютера. Они позволяют человеку осуществлять самопрограммирование и перепрограммирование. В результате расширяются возможности мозга. С другой стороны, эвристические приемы — образцы успешных стратегий, которые можно подметить у выдающихся людей, четко описать — и тогда их смогут освоить другие люди.

Поклонники Станислава Грофа могут увидеть в этих подходах проявление особых групп памяти — СКО — систем конденсированного опыта, которые нарабатывались в ходе развития человека как биологического вида и которыми обеспечен каждый человек по факту рождения.

И, конечно, у вас, уважаемые коллеги, всегда остается возможность при помощи нашего материала, взятого, еще раз подчеркнем, из реальной жизни, собрать собственную коллекцию творческих находок всех времен и народов и построить собственную, совершенно новую, систему или теорию. Можно сказать, что этот подход — открытый. Он не претендует на исчерпывающие объяснения, и это — не замкнутая система. Для каких целей можно ее применять?

6. Точки приложения

Во-первых, материал можно использовать для развития общих творческих способностей — и детей, и взрослых. По ходу дела оказалось, что у некоторых проблемных детей (и учителей) заметно меняется отношение к жизни и в результате их поведение становится менее проблемным.

Во-вторых, материал можно применять как элемент подготовки детей к конкретным достижениям — успехам на предметных олимпиадах, турнирах, конкурсах, детских научных конференциях. Очень хорошо получается, когда тренинг по решению творческих задач проходят преподаватели (школьные и внешкольные), которые занимаются с детьми подготовкой к этим мероприятиям.

7. Решения задач (контрольные ответы)

Решение 1 Вдребезги!
Какой смысл в поступке этого странного покупателя? Смысл появляется, если вспомнить, что многие участники аукционов — коллекционеры. У этого коллекционера уже была такая же раковина, и акт вандализма на аукционе сделал вандала обладателем единственной в своем роде раковины, что резко подняло ее цену.

Решение 2 Кругом одни евреи…
Повязки со звездой Давида надели датский король Христиан и королева, а вслед за ними и весь датский народ. Воспользовавшись замешательством оккупантов, датчане переправили своих евреев в нейтральную Швецию и тем спасли их. Эта сказочно-анекдотическая история, наверное, не случайно произошла в стране Андерсена — одного из лучших в мире сказочников, заметившего: «лучшие сказки — это те, которые сочиняет сама жизнь». Возможно, король вспомнил сказку Андерсена «Огниво», где есть похожий эпизод.

Решение 3 Белеет рибок одинокий…
Итак, 160 000 кроссовок (80 тыс. пар), влекомые волнами, путешествуют по Тихому океану. Где они начали свое путешествие известно — в заливе Аляска. Что можно получить, если узнать, куда кроссовок приплыл? Информацию об океанских течениях, естественно. Призыв опубликовали американские океанологи, получившие уникальную (причем совершенно бесплатную) возможность подробно изучить течения в этой части океана.

Контакт с авторами (они же ведущие тренингов): e-mail: kamin@lds.net.ua; al_kamin@rambler.ru; kamin@trizway.com

9. Литература

  1. Ж. Адамар. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. «Советское радио», М. 1970.
  2. Г.С. Альтшуллер «Найти идею», Новосибирск, 1991.
  3. Б.Л Злотин, А.В. Зусман «Месяц под звездами фантазии», Кишинев, 1988.
  4. Р.М. Грановская, Ю.С. Крижанская «Творчество и преодоление стереотипов», С-Пб, 1994.
  5. С. Гроф. Путешествие в поисках себя. М. 2004.
  6. В.Л. Леви. Искусство быть собой. Выпуск № 3, Москва, «Торобоан» 2001.
  7. Ф. Перлс. «Гештальт-подход» и «Свидетель терапии» «Либрис», Москва, 1996.
  8. Д. Пойа. Математическое открытие. «Наука» М. 1970.
  9. Словарь практического психолога, Минск, «Харвест», 1998.
  10. Дж. Фэйдимен, Р. Фрейгер. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. М. 1996.
  11. Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов. Психотехнические игры в спорте. Москва, «ФиС, 1985.

«Интеллектуальное Айкидо» — учебный курс творческого мышления