Случай из жизни: В детском доме «для отсталых» мальчик не ходил в школу и упорно отказывался учиться читать. Почему — никто не понимал. Постепенно, шаг за шагом, открылось: он боялся взрослеть. Боялся, потому что его напугали тюрьмой. Мальчик боялся, что его детские старые грехи не простят, и нашел для себя способ защиты — не взрослеть. Нужно просто оставаться ребенком, и тогда тебя никто не накажет. Не взрослеть — это способ ухода от ответственности…1
Образование есть взросление. Человечество до сих пор находится в своем детстве. Человек избавился от биологического хвоста, но тащит за собой хвосты психосоциальные: страх, агрессивность, неуёмное желание занять в своем стаде ступеньку повыше. На мой взгляд, человечество еще не Образовалось.
Складывается впечатление, что человечество боится взрослеть. И поэтому Образование заменяется неживой копией, которую называют «системой образования». Копией, которая ухитряется почти триста лет оставаться без существенных изменений.
Образование — такое, с большой буквы, — вот главная цель человечества.
Как и любая другая система, система образование развивается, порождая и преодолевая противоречия своего развития. Здесь мы рассмотрим семь важнейших противоречий, характерных для современного образования.
Уже ни для кого не секрет — те знания, умения, навыки, которые получает ученик в Школе2, мало пригождаются ему в жизни, не обеспечивают его успешности. «Девиз: образованный — значит успешный» не находит своего подтверждения в реальности. Образно говоря, школа учит ребёнка ходить на лыжах, а затем он оказывается в пустыне, где нужны совсем другие навыки…
Кто сегодня доволен системой образования?
Этого всего лишь несколько свидетельств, но мы понимаем, что это свидетельства глобального явления: Школа отстала от жизни.
— Владимир Михайлович, Вы довольны образованием, которое получили Ваши дети?
— Нет, абсолютно не доволен.4
То, что актуально сегодня, завтра оказывается никому не нужным. Касается ли эта реальность образования? Вопрос риторический.
Гипотеза: объем совокупных знаний цивилизации растет по экспоненте. Есть только косвенные доказательства этой гипотезы, но они достаточно убедительны.
Вот, скажем, график Мэмфорда5, отражающий экспоненциальный рост числа значительных изобретений во времени. Отклонения от кривой объясняются политико-экономическими событиями, войнами...
Мы пользуемся устаревшей системой образования. Хотя, говоря по правде, устаревшего образования не бывает. Устаревшее образование — вообще не Образование. И устаревшая школа6 работает против Образования.
Нужно честно признать: обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе…
Вот пример из жизни:
Человек закончил учебное заведение по специальности «Радиотехника» в 60-х годах. Он изучал, естественно, технику на радиолампах, и был вполне квалифицированным инженером. Однако вскоре вся радиотехника начала бурно переходить на транзисторы, и человек, не пройдя новый курс обучения, фактически с квалификации «инженер» перешел на квалификацию «техник». Когда до пенсии ему оставалось около 10 лет, техника начала переходить на микросхемы, в которых он вообще не разбирался и мог работать только на уровне квалифицированного рабочего. А вскоре началась очередная технологическая революция — переход на БИСы — большие интегральные схемы.
В настоящее время техника обновляется еще быстрее. Сегодня «период полураспада» технологических знаний в сферах передовой техники оценивается специалистами в 1,5 — 3 года.
Конечно, система образования заметила эту тенденцию. Увеличение времени обучения и перегрузка учащихся — ее прямые следствия. Пытаясь уйти от серьезных изменений содержания и организации обучения, старая система образования придумала рецепт «спасения»: переход к ранней специализации. И наткнулась на следующее противоречие.
В концентрированном виде это противоречие выражается формулой: «Узкая специализация = широкая идиотизация».7
Узкая специализация дает возможность сравнительно дешево и быстро подготовить человека к эффективному (для общества) производственному процессу. Но узкая специализация позволяет легко манипулировать людьми (что было скорее плюсом для правящей части общества), оглупляет их. Узкая специализация приучает человека к психологическому самоограничению: это не мое дело, каждому свое и пр. Разрешение противоречия в сочетании узкой специализации и широкой образовательной базе.
Успешный человек должен быть не только первоклассным специалистом, но и успешным гражданином, успешным родителем, успешным потребителем и т. д. Успешный гражданин понимает, как устроена власть, финансовая система, гражданское общество. Успешный родитель знает правила воспитания и методы развития ребенка. Успешный потребитель знает, что ему нужно, как и где это приобрести… И все это в быстро меняющемся мире. Решение производственных, маркетинговых, социальных и даже бытовых задач все больше требует системного, межпредметного подхода, умения видеть отдаленные последствия.
Ни вузовское, ни школьное образование этому требованию в настоящее время не удовлетворяют. Крупные коммерческие компании все чаще пытаются самостоятельно — с переменным успехом — решать для себя эту проблему.
Американская компания «Белл Телефоун Систем» создала «Гуманитарный институт» для перспективных менеджеров — в качестве средства против узкой специализации.8
Однако в целом противоречие не разрешено, и существующая система образования не может его разрешить в принципе. Если продлить тенденции «узкого специализирования» вместе с «экспоненциальным ростом знаний» до логического конца, то можно увидеть вот такого «молодого специалиста». Уже сегодня явно заметна тенденция все более позднего признания «специалистами».
Напомним, кстати, что Нильс Бор и Альберт Эйнштейн стали специалистами мирового уровня в возрасте до 30 лет.
Это противоречие поддерживается и следующим, которое связано с исторически сложившейся системой науки и учебы.
Мы уже говорили, что одна из основных целей Образования — передача культуры. А культура обладает свойством цельности и делима только условно. Особенности языка и веры, например, обязательно сказываются на развитии технологии и искусства. В определенном смысле нахождение способа изображения удаленной перспективы художником Леонардо да Винчи9 и изобретение способа сохранения продуктов в холодильнике инженером Теллье — равнозначные события человеческой культуры.
Разбиение на «физиков» и «лириков» ущербно в своей основе. Леонардо да Винчи был сильнейшим инженером-фортификатором, он разработал идеи подводной лодки и вертолета. Эйнштейн играл на скрипке, интересовался психологией10. Кто-то скажет — ведь они были гениями! Да, но верно и обратное: они были гениями в том числе и потому, что не ограничивали себя рамками узкой предметной сферы.
Сегодняшнее «предметно-кусочное» образование — причина многих бед. У нас даже культивировалось суженное сознание: «Вот здесь я — специалист, а всего остального не понимаю и этим горжусь». Это было целесообразно в индустриальной модели общества, где каждый должен был «делать свое дело», а во всем остальном «слушаться и повиноваться».
Требование целостности образования становится все более насущным. Существующая система выполнить его не в состоянии. Слабые попытки наладить «межпредметные связи» уже лучше, чем ничего, хотя зачастую они сводятся к поверхностным и столь же «кусочным» фактам типа: а Менделеев еще и стихи писал…
Можно спорить о том, изжило ли себя предметное образование или оно еще имеет свои не использованные пока возможности улучшения, но несомненно одно: требования к образованности человека растут. И, похоже, не просто растут, а в геометрической прогрессии — в соответствии с графиком Мэмфорда.
И здесь нас встречает следующее противоречие.
Люди перемешиваются по всей планете: массовые миграции, смешанные браки, Интернет-технологии знакомств… Географических барьеров практически нет, языковые преодолеваются все более просто.
Жесткое деление на образованных и необразованных. На тех, кто готов к завтрашнему дню, и на тех, кому милее вчерашний. Эта тенденция содержит в себе социальную опасность. Оно делит человечество на две части…
Несомненно одно: всегда были успевающие и неуспевающие. Но только теперь, в новом мире, зависимость судьбы от образования становится все больше. Я думаю, влияние образования на судьбу конкретного человека в исторически короткий период станет больше, чем влияние стартовых возможностей: происхождения, капитала и пр.
В то время, когда Америка вступает в 21-е столетие преисполненная надеждой и ожиданиями лучшего будущего, слишком много наших учеников — самых нуждающихся, оказываются отстающими. Как показывают данные национального тестирования, сегодня почти 70 процентов четвероклассников, проживающих в центральных районах наших городов, не владеют навыками чтения на базовом уровне. (…)
Мы стоим перед лицом настоящего общенационального кризиса. Во все большей и большей степени мы из одной нации превращаемся в две разные. Одна умеет читать, а другая нет. Одной есть о чем мечтать, а другой нет.11
Пропасть между двумя «нациями» — образованных и необразованных — серьезная социальная проблема. Любой путь ее решения будет натыкаться на новые противоречия. Рассмотрение этих противоречий — тема отдельного исследования. Здесь мы рассмотрим только одно из них, не самое сложное, но самое обсуждаемое. Это противоречие цены.
Качественное образование очень дорого. Оно предполагает высокие зарплаты учителей, серьезную материально-техническую базу, постоянное обновление содержания и много чего еще.
Александр I тратил на содержание Царскосельского лицея пятую часть доходов семьи Романовых. Семьи, которую со времен Екатерины II считали богатейшей в мире. Иезуитский орден был сказочно богат — одни латиноамериканские золотые и серебряные рудники чего стоят! — и тратил на свои «образовательные программы» больше половины доходов.12
Хорошее образование стоит дорого. Еще дороже обходится плохое образование — его последствия разрушительны. Мы вступили в эпоху, когда некомпетентность — инженера ли, генерала ли, политика ли — становится все более общественно опасной.
Юристы придумали: незнание законов не освобождает от ответственности… Хочется добавить: незнание законов химии не освобождает от ответственности за отравление рек, незнание законов физики не освобождает от ответственности за чернобыли, незнание законов биосферы не освобождает от ответственности за экологические катастрофы…
Непонимание экономики и политики, законов существования социума позволяет манипулировать людьми против их собственного интереса, против развития общества.
Учеба идет хорошо, когда ребенок сам выбрал, чему он будет учиться. Но и здесь много подводных камней. А если не выбрал — ничего не выбрал? А если сегодня выбирает одно, завтра другое, послезавтра третье — и конца не видно? Сунь огурец в рассол — и он обязательно станет соленым. Пока взрослые не научились строить образовательную среду таким образом, что ребенок в ней обязательно захочет учиться — противоречивая ситуация будет сохраняться.
Страны — Гонконг, Тайвань и другие — которые совершили рывок из нищеты, сделав ставки на высокие стандарты образования, это противоречие не разрешили. Жесткий прессинг обязательного образования позволил войти в нишу высокоинтеллектуального производства и поднять материальный уровень, но он же калечит психику и ослабляет нервную систему.
В странах «зрелой демократии» другой перекос. Учителя боятся хоть чуть-чуть напрячь детей и вызвать этим гнев родителей. Один учитель на спор с учениками съедает дождевых червей, другая учительница заключает пари на право бросить ей торт в лицо — отчаянные попытки хоть как-то вызвать активность учеников. В США большое количество детей, в основном из бедных семей, вообще бросает школу, не доучившись — это уже стало национальной проблемой. Уровень образования тем временем падает. Как быть? Решение пока не найдено, хотя кое-какие попытки предпринимаются.
В штате Западная Виржиния пару лет назад власти штата приняли закон, согласно которому каждый, кто бросает школу, автоматически лишается водительских прав. Причем неважно, есть ли у того или иного школьника средство передвижения. Бросил школу — не получишь разрешения водить машину или мотоцикл. И что же? В нынешнем году число выпускников средних школ в Западной Виржинии побило все рекорды. Не только резко снизился отсев, но закон многих вернул обратно в классы.13
Образование — область сложных противоречий, парадоксов, открытых задач. Над проблемами образования «ломали голову» умнейшие из умнейших.
Альберт Эйнштейн в переписке с Жаном Пиаже удивлялся смелости ученого, поставившего задачей изучить процесс формирования мышления ребенка. Решаемые им физические проблемы он назвал детской игрушкой по сравнению с тайнами сознания и подсознания ребенка.14
Образование требует пристального внимания. Те страны, которые занимаются системой образования по остаточному принципу, всегда будут жить по этому же принципу. Парадоксы и противоречия образования нужно решать. И не просто решать, а красиво.
P.S.
К сожалению, в России отсутствует серьезный общественный диалог на темы развития образования. Споры насчет ЕГЭ или двухступенчатой системы высшего образования — не в счет. Это уже не вчерашний, а позавчерашний день. Попытки имитировать бурную деятельность. Лучшая из просмотренных мною передача по ТВ по поводу проблем образования — диалог «у Познера», в котором принимал участия министр образования РФ и другие значимые люди, расстроил меня замельчением и непониманием настоящих проблем образования. Это было похоже на диалог землекопов о проблемах архитектуры дворцов.
Говорят, правильная постановка вопроса — половина решения. Если мы действительно хотим решать задачи образования, а не «делать вид», то жесткая, сформулированная в противоречиях постановка вопросов необходима. Иначе — самообман.
2 Здесь и в дальнейшем под словом «школа» мы понимаем всю традиционную систему образования: от детского сада до вуза.
3 Т. Генри. «Ассошиейтед пресс» «LOS ANGELES TIMES», Monday, July 16, 1990.
4 Журнал «Народное образование». № 10, 2000. С. 400.
5 А. Моль. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1977.
6 Под термином «школа» автор понимает и средние, и высшие учебные заведения.
7 Формула сконструирована по афоризму Б. Шоу.
8 Факт из книги: М. и Э. Де Лиу. Как научиться быстро читать. С. 167.
9 Впервые линейную перспективу разработал Филиппо Брунеллеско (1377-1446), а Леонардо да Винчи усовершенствовал этот метод, научившись размывать контуры удаленных объектов.
10 Стал даже соавтором Фрейда в работе «Почему война?», 1933.
11 Краткие выдержки из первого радиообращения президента США Д. Буша 27 января 2001 года, по материалам сайта «Курьер образования».
12 Журнал «Знание — сила», № 4, 1993.
13 «Правда», 28 июня 1989.
14 По материалам сайта: http://www.igumo.ru/psih.html