Презентацию подготовил Анатолий Гин,
руководитель Лаборатории «Образование для Новой Эры»,
директор аналитической группы «ТРИЗ-профи»
Наступившая в странах «золотого миллиарда» эпоха отличается от предшествующей индустриальной эпохи принципиально, качественно. В развитых странах количество людей, занятых в производственной сфере, составляет всего лишь около 20%. Главным товаром и конкурентным преимуществом становится качественная информация, прежде всего, научная и технологическая.
Мир за последние 10–20 лет стал другим. Мир стал динамичным, учебники устаревают еще до того, как их выпускают в свет. В сферах высоких технологий «период полураспада» профессиональных знаний оценивается в полтора-три года.
В новой эпохе нельзя однажды научиться, чтобы потом всю жизнь быть обеспеченным квалифицированной работой.
Новая эпоха требует высокого напряжения интеллектуальных и психических сил от человека, желающего быть успешным в любой сфере деятельности. Новая эпоха погружает нас в конкурентную среду величиной во всю планету, резко осложняя возможности самореализации.
Новые социально-экономические отношения, новые возможности быстрого перераспределения финансовых потоков и промышленно-производственных мощностей в масштабах планеты, демографическая подвижность народов — все это с неизбежностью порождает клубок социальных, технологических и экологических противоречий нового мира.
Поток информации, приходящийся на среднестатистического человека, катастрофически растет. Информация научная, рекламная, бытовая, техническая, профессиональная, политическая… Можно «закрыть уши», но при этом вы рискуете быстро отстать от жизни, выпасть из информационного пространства, попасть под манипуляции и «играть в чужую игру».
Современная школа не учит творчески перерабатывать знания, и это закономерно — ведь ее основные принципы сложились в начале XVIII века, и она была предназначена решать задачи другой эпохи — эпохи индустриализации.
А разве этому школа учит? Вот почему кризис образования охватил весь передовой мир — об этом много пишут и европейские, а американские СМИ. Выход из кризиса — проблема всего общества, а не учителей или методистов.
Строго говоря, системность мышления не относится к креативности. Но креативность без системности мало продуктивна.
Теория предлагает методы решения изобретательских (творческих, открытых) задач. Основополагающий тезис: системы (объекты, вещи, процессы) развиваются закономерно, эти закономерности могут быть познаны и положены в основу прогнозирования развития систем и разрешения текущих противоречий их развития.
Первая публикация была сделана основоположником теории Г. С. Альтшуллером в 1956 году. А сегодня специалисты по ТРИЗ консультируют известные фирмы США, Канады, стран Западной Европы, преподают в ведущих университетах мира. Среди клиентов — «Форд» и «Дженерал моторс», «Катерпиллер» и «Проктер энд Гэмбл», «Кодак» и «Ксерокс»…
Только один пример эффективности: в 2000 году корпорация «Самсунг» пригласила группу специалистов по ТРИЗ для решения изобретательских задач. В 2003 году корпорация оценила экономический эффект, полученный от работы группы, в 90 миллионов долларов США.
В настоящее время сотрудники Лаборатории работают над теорией открытых задач и созданием сборников учебных открытых задач по различным учебным предметам.
Педагогическая практика убедила нас, что учебу можно сделать интересной и естественной. И тогда школа не будет терять многих, в том числе самых способных детей, которым быстро надоедает зубрежка.