(КОММЕНТАРИИ К СЛАЙДАМ)
Слайд №1
№ 1. Основные цели, которые ставит перед собой
ТРИЗ-педагогика, это:
- научить детей решать открытые задачи (для этого собраны большие картотеки задач из разных областей знаний, разработаны методы обучения);
- научить видеть вокруг себя, формулировать и разрешать противоречия потому что по-настоящему творческие задачи возникают тогда, когда в условии есть противоречие;
- развить системное мышление потому что решение творческих задач подразумевает понимание не только самой системы, но и ее окружения (надсистем), и ее частей (подсистем) во взаимодействии и во времени (в процессе рождения, существования, разрушения);
- обучить методам креативного мышления, методам нахождения нового результата.
Слайд №2
№ 2. Один килограмм вещества тем больше стоит, чем больше интеллекта в него вложено. Кстати, это хорошо иллюстрирует внешнеэкономический баланс США: страна ввозит огромное количество потребительских товаров и сырья, а экспортирует в основном технологии либо продукцию, в которой 90% стоимости составляет know how например, лекарства.
Слайд №3
№ 3. Впервые в истории цивилизации создалась ситуация, когда в течение жизни одного поколения жизнь разительно меняется. Мир стал динамичным, и ускорение только нарастает. Это приводит многих людей к растерянности, к фрустрации, к постоянным стрессам ведь эволюционно человек (как и любое животное) к этому не привычен. В результате даже в странах «золотого миллиарда» с высоким уровнем жизни многие люди чувствуют себя не комфортно, испытывают большие стрессы. Это подтверждается преступностью и количеством самоубийств. Вот почему сегодня вторая из двух главных функций образования научить человека жить в быстро меняющемся, динамичном мире.
Слайд №4
№ 4. В информационную эпоху знания стремительно устаревают. В высокотехнологических отраслях период полураспада профессиональных знаний составляет около полутора-двух лет. На рисунке изображен реальный человек, специалист в области радиотехники. На протяжении его жизни его специальность четырежды революционно менялась, переходя каждый раз к новой элементной базе (лампы транзисторы микросхемы чипы). Человек получил инженерное образование, когда элементной базой были лампы. При смене на транзисторы он смог работать уже только на уровне техника, при смене на микросхемы только на уровне квалифицированного рабочего, большие интегральные схемы пришли в отрасль перед его пенсией, но в них он уже не разбирался.
Ситуация в мире сложилась так, что теперь нужно все время учиться, всю жизнь. Эксперты говорят, что к 2020 году можно ожидать 7-кратного революционного преобразования за жизнь одного поколения в областях высоких технологий.
Слайд №5
№ 5. Комментарии излишни…
Слайд №6
№ 6. Необходимо переходить от образования, базирующегося на изучении суммы знаний, к образованию, базирующемуся на умении работать с этими знаниями. От закрытых задач к открытым. Конечно, есть и другие требования к новой системе образования…
Открытая задача имеет «открытое» условие, то есть в нем есть неопределенности как в любой реальной жизненной ситуации. Открытая задача имеет несколько путей решения и, обычно, не единственно возможный контрольный ответ.
Слайд №7
№ 7. Пример открытой задачи из сферы биологии. Эту же задачу мы решаем на уроке физики, но уже с количественными расчетами и числовыми ответами. Часто процесс решения заводит в глубины и «покруче» тех, в которых обитает рыба «морской дьявол». Поэтому одно из требований к ТРИЗ-педагогу это безусловная компетентность в своей предметной сфере. С другой стороны, в процессе решения открытой задачи педагог имеет значительно больше свободы в рассуждениях, ему дается право на ошибку. Решение задачи моделирует исследовательский или изобретательский процесс, а в таких процессах ошибки в промежуточных рассуждениях дело самое обычное…
Слайд №8
№№ 813. Примеры открытых задач из разных областей знаний. Разработаны методики, с помощью которых ребята решают задачи.
Слайд №9
Слайд №10
Слайд №11
Слайд №12
Слайд №13
Слайд №17
№ 17. Лаборатория (и ассоциация) «Образование для Новой Эры» — это международная общественная организация, ведущая разработки в области ТРИЗ-педагогики. С 2000 года мы провели сотни семинаров, издали более 30 печатных изданий (методические пособия, сборники статей, книги). Работаем в диапазоне от детсадовского возраста до студентов и взрослых специалистов.
Получить дополнительную информацию по ТРИЗ-педагогике можно по следующим ключевым словам:
ТРИЗ
ТРИЗ-педагогика
Oткрытая задача
Ведущие сотрудники Лаборатории