ОТЧЕТ О РАБОТЕ ДЕТСКОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
«ОХОТНИКИ ЗА НЕВИДИМКАМИ»
Часть 1
Воздушные замки
(апрель 2003 г.)
Участники: ученики 2-3 классов московской школы «Наследник».
Разработчики и ведущие: Е. А. Брускова (школа «Наследник»), А. Л. Камин (Лаборатория образовательных технологий «Универсальный решатель»).
Цели ведущих
- организовать собственные исследования детей по экспериментальному изучению свойств воздуха;
- показать проявления изученных свойств воздуха в природе и применение их в технике.
Описание работы
Работа была организована в форме исследовательского проекта. Детям предлагалась
серия открытых заданий — исследовательских и изобретательских задач. В
исследовательских задачах требовалось объяснить непонятное явление, которое
предъявлялось детям в виде парадоксального эксперимента (например, воздушный шарик,
который дети легко надувают, оказывается, невозможно надуть, если поместить его
внутрь 2-литровой бутылки). В изобретательских задачах требовалось добиться
неочевидного практического результата (например, перенести воду из одного сосуда в
другой, не прикасаясь ни к одному из сосудов). Всего каждой группе в течение 10
часов занятий предлагалось около 20 таких задач. Самые выразительные опыты
фотографировались.
В дополнение к открытым задачам давались свободные задания на выбор (сочинить
сказку о воздухе; придумать, показать и объяснить опыт; изготовить игрушку, в
которой главное действие производит воздух).
После каждой задачи выслушивались версии детей, эти версии совместно
обсуждались детьми. Высказывался каждый участник по схеме
«сделал … — получилось … — это можно
объяснить тем, что …», на этой стадии ведущие помогали каждому участнику
выразить и прояснить собственную точку зрения. Каждый участник вел собственный
лабораторный журнал, куда записывались версии и результаты. Только после этого
ведущие предлагали «каноническую» научную точку зрения, не настаивая на
ней. В случае возражений ведущие предлагали способы проверки (чаще всего
экспериментальные) конкурирующих версий.
Задачи были объединены в следующие темы:
- Сжатый воздух
- Движение в воздухе
- Движение воздуха
- Давление воздуха
- Виден ли воздух?
Результаты
В конце каждой темы участникам предлагались открытые вопросы и задачи, которые можно было объяснить с помощью представлений, полученных при изучении свойств воздуха.
Эти представления следующие:
- Воздух можно сжать, сжатый воздух становится упругим, «толкается».
- Воздух может удерживать предметы, на воздух можно опираться, воздух может тормозить движение.
- В воздухе могут возникать потоки, ветер — тоже воздушный поток.
- Воздух способен оказывать сильное давление на предметы, находящиеся в нем; действие пипеток, шприцов, присосок связаны с давлением воздуха.
- Воздух можно увидеть и даже сфотографировать.
Все эти свойства воздуха живые существа используют для жизни, а человек еще и создает полезные устройства (парашют, пылесос, воздушное ружье, мяч, насос и т. д.).
Участники решили самостоятельно задачи по всем темам, за исключением темы «Давление воздуха».
Примеры экспериментальных задач:
- Стрельба из бутылки.
- Надуть шарик в бутылке.
- Удержать шарик в воздухе, чтобы он не опирался ни на что, кроме воздуха.
- Замедлить падение груза.
- Как управлять движением в воздухе с помощью воздуха.
- Перенос жидкости.
- Удержать жидкость в перевернутом стакане.
- Увидеть воздух.
- Сфотографировать воздух.
- Воздушные потоки в комнате.
- Простейшие ветродвигатели.
- Создание «безвоздушного» пространства.
Сформирован сводный лабораторный журнал группы, в котором представлена творческая продукция участников: объяснения опытов, фотографии, сказки, описание собственных опытов и приборов, решения задач, предложенных ведущими, собственные задачи участников.
Часть 2
В погоне за солнечным зайчиком
Участники: ученики 2-4 классов московской школы «Наследник»
Разработчики и ведущие: Е. А. Брускова (школа «Наследник», г. Москва); А. Л. Камин (Лаборатория образовательных технологий); Д. А. Камин (УВК Луганская школа-гимназия № 52).
Цели ведущих
- организовать собственные исследования детей по экспериментальному изучению света.
- показать проявления изученных свойств воздуха в природе и применение их в технике.
- подвести детей к собственной постановке открытых вопросов и задач.
Описание работы
Работа была организована в форме исследовательского проекта. Детям предлагалась серия открытых заданий исследовательских и изобретательских задач. В исследовательских задачах требовалось объяснить непонятное явление, которое предъявлялось детям в виде парадоксального эксперимента (например, невидимый лазерный луч становится видимым, если ведущий похлопает в ладоши. Если похлопают дети, луч остается невидимым). В изобретательских задачах требовалось добиться неочевидного практического результата (например, находясь за стеной, увидеть, что происходит перед ней, не выглядывая из-за стены). Каждой группе в течение 10 часов занятий предлагалось около 20 таких задач. Самые выразительные опыты снимались на видео.
В дополнение к открытым задачам давались свободные задания на выбор: (сочинить сказку о свете; придумать, показать и объяснить опыт; изготовить игрушку, в которой главное действие производит свет).
После каждой задачи выслушивались версии детей, эти версии обсуждались с детьми (каждый участник высказывался по схеме «сделал… получилось… это можно объяснить тем, что…», на этой стадии ведущие помогали каждому участнику выразить и прояснить собственную точку зрения. Каждый участник вел собственный лабораторный журнал, куда записывал версии и результаты. Только после этого ведущие предлагали «каноническую» научную точку зрения, не настаивая на ней. В случае возражений ведущие предлагали способы проверки (чаще всего экспериментальные) конкурирующих версий.
Задачи были объединены в следующие темы:
- Источники света. Как используют свет люди и животные?
Тень. - Отражение световых лучей. Зеркала обычные и необычные.
Результаты
В конце каждой темы участникам предлагались открытые вопросы и задачи (часть вопросов и задач предложили сами дети). Ведущие предлагали вопросы и задачи, в которых можно разобраться с помощью представлений, полученных при изучении свойств света.
Эти представления следующие:
- Мы можем видеть либо тела, излучающие свет, либо тела, отражающие падающий на них свет. Для этого свет должен попасть к нам в глаз. При этом бывают случаи, когда тела излучают свет, он попадает в глаза, но мы эти тела не видим.
- Луч света, не встречающий препятствий, представляет собой прямую линию.
- Тень возникает за преградой, которая задерживает лучи от источника.
- Луч, упавший на препятствие, отражается (направленно или рассеяно). Изображение в зеркале возникает из-за отражения лучей, упавших на зеркало от оригинала.
- Комбинируя источники света и преграды, можно создавать новые приборы и инструменты.
Участники решили самостоятельно задачи по всем темам.
Примеры экспериментальных задач
- Может ли видимый источник света стать невидимым?
- Виден ли луч?
- Как можно увидеть луч?
- Можно ли создать источник света, не дающий тени?
- Дают ли тень прозрачные предметы?
- Как направить луч? Как изменить его направление?
- Вы находитесь в стороне от зеркала. Существует ли в нем ваше отражение?
Примеры вопросов и задач, самостоятельно предложенных детьми
- Может ли Солнце отбрасывать тень?
- Почему пылинки на бумаге не видны, если свет падает сверху, и очень хорошо видны, когда свет падает сбоку?
- В книгах написано, что в телескоп звезды видны и днем. Почему так получается?
- Может ли свет быть вредным? Как от него защититься?
- Можно ли ударить светом?
- Примечание ведущего
На некоторые вопросы дети ответили самостоятельно, на другие при помощи ведущих, часть вопросов осталась «на вырост».
Основная трудность
Обучение в форме исследовательских проектов с трудом согласуется с классно-урочной системой. Разным детям для понимания нужно подбирать «индивидуальную траекторию» путь от того, что ученик уже знает, к тому, что он может усвоить. Поскольку способности к усвоению отличаются у разных детей в десятки раз, им нужно давать различный материал и различное время для его усвоения.
Литература
- Гин А. А. Приемы педагогической техники. М.: «Вита-пресс», 2000.
- Камин А. Л. Тропою следопыта, сб. «Педагогика + ТРИЗ» № 6. М.: «Вита-пресс», 2000.
- Перельман Я. И. Занимательная физика. М.: «Наука», 1990.
- Сикорук Л. И., Физика для малышей. М.: «Просвещение», 1984.
- Хуторской А. В. Эвристическое обучение. М., 1998.