(размышления редактора перед Новым годом)
Как-то в наш офис зашёл молодой человек:
- — Здравствуйте, у вас можно приобрести книгу «Приёмы педагогической техники»?
— Можно. А Вы учитель?
— Нет.
— Тогда зачем Вам эта книга?
И молодой человек (не спросил его возраста, но до 30) рассказал, что он помогает инвалидам. Сам по себе, по велению души. Находит им книги, помогает получить образование, найти работу: переводчиками, бухгалтерами, репетиторами. «Среди инвалидов много талантливых людей, — убеждает он меня (хотя и убеждать не надо…). — Они хотят быть полезными, хотят сами зарабатывать, вот я и стараюсь их объединить в группы, подобрать программы обучения, найти работу. Моя мама помогала инвалидам, теперь я помогаю». Никакой прибыли, никакой выгоды, наоборот, затраты. Работает молодой человек программистом.
Так уж вышло, что за последний год круг моего общения существенно расширился. И я убедился, как много вокруг хороших людей. Разного возраста и жизненного опыта, разных профессий и национальностей. Иногда даже удивляешься, как люди находят в себе силы удерживать высокую человечность несмотря на мерзость ТВ, лживую демагогию политиков, полную неспособность правящей элиты…
Рассказывает Людмила.
- — Нашу однокомнатную квартиру обворовали. Раньше я думала, что к нам воры не заберутся — просто нечего брать. Вынесли всё: постельное бельё, детскую одежду, посуду. Было фамильное колечко золотое с камнем, ещё от бабушки — тоже пропало. С ужасом я поняла, что раньше мы были богатыми. До зарплаты мужа нужно дожить, я с маленьким ребёнком, ни одеть, ни накормить. Сыщики нашли то самое бабушкино колечко — воры его обронили. И отдали мне. Я понесла сдавать колечко в ломбард. То ли лицо у меня такое было, то ли ещё что, но пожилой мужчина в ломбарде вдруг спросил меня:
— Девушка, Вы зачем сдаёте кольцо?
— Очень деньги нужны.
— Сколько Вам нужно.
— Столько.
— Возьмите деньги и забирайте кольцо, — сказал он, давая мне названную сумму.
— Но я так не могу!
— А я Вас не спрашиваю, можете ли Вы или нет, не задерживайте очередь…
Домой Людмила шла в слезах, сжимая жизненно необходимую сумму денег…
С тех пор прошли годы. Людмила рассказала мне эту историю и последние слова этого человека, ростовщика, сказанные ей уже в спину: отдадите когда-нибудь тому, кто будет нуждаться так же, как Вы.
Я точно знаю, что эта история — правда.
Когда мне было 30 «с хвостиком», я работал свободным консультантом по интеллектуально-сложным проектам. Однажды меня попросили приехать в Минск и поучаствовать в одном проекте. О руководителе проекта рассказывали чудеса. Этот человек еще в 19 лет, будучи студентом, выступил с речью против Сталина. Сел в тюрьму — практически пожизненно. Реально отсидел 6 лет в камере с известными учёными, военными начальниками высокого уровня — их было более 20 в одной камере. Люди были грамотные, делать было нечего, и молодой человек устроил «университет одного студента» — он жадно учился у каждого всему, что учитель мог ему передать. А ещё он был библиотекарем в тюрьме. Книги, кстати, были разные, в том числе запрещённые и изъятые их библиотек на воле. В результате он получил уникальное образование. Обладая абсолютной памятью, мог сходу перечислить всех основных деятелей Парижской Коммуны или, например, советских авиаконструкторов.
Вот с таким уникальным человеком мне предстояло встретиться. А в качестве подготовки к встрече мне дали наброски описания проекта, которые подготовил этот уникальный человек. Я прочёл — и мне они не понравились. Мне показалось, что можно сделать иначе и лучше. С тоской я ехал в поезде и представлял себе сцену: вот меня приводят в рабочую группу, вот я рассказываю свои соображения... Это уже будет выглядеть довольно вызывающе, с учётом разницы в возрасте и в статусе. Да еще критика главного при подчинённых. Скорее всего, осмеют и выгонят сразу. Или будем долго «бодаться», а потом всё равно выгонят.
И вот я в гостях у Главного. Аскетическая обстановка. Сажусь на деревянный табурет перед ним. Старик небольшого роста, прямой взгляд, седая борода, дымит трубкой. Меня представили. Говорю:
- — Я не согласен с концепцией проекта, вижу такие-то слабости.
Главный, поднимая бровь:
- — Что предлагаешь?
— Предлагаю то-то и то-то.
Главный молчит минуту (мне показалось — вечность). Потом говорит:
- — Принято, работаем дальше!
Честно говоря, я чуть с табурета не упал от неожиданности и минут 5 приходил в себя. Все мысли смешались…
Проект был выполнен, а я получил урок: есть люди, которые выше глупых амбиций. Эти люди не обязательно в книгах — они вокруг нас, их можно встретить в жизни.
Этот человек уже ушёл из жизни, но буду всегда помнить его уроки, считать его одним из своих Учителей и рассказывать о нём своим детям и внукам…
Мне не нравится то, что происходит сейчас в стране. Мне не нравится то, что происходит в системе образования. Но у меня хорошее настроение и повод для оптимизма — в нашей стране много не просто хороших, а замечательных, сильных и красивых людей.
Я вижу учителей, которые несут радость познания. И родителей, которые ответственно и с умом воспитывают своих детей. На них и надеюсь.
С Новым годом вас, неравнодушные люди!
С глубоким уважением — редактор.