15 апреля 2011 г. в Общественной палате РФ состоялся Круглый стол «Альтернативные формы общего среднего образования в России: практика, проблемы, пути урегулирования».
Организатор мероприятия — Руководитель Центра альтернативного образования Татьяна Валерьевна Толоконникова, вел круглый стол Народный учитель России, директор Центра образования № 548 «Царицыно» г. Москвы Ефим Лазаревич Рачевский.
На круглый стол были приглашены представители РАО, высших учебных заведений, руководители альтернативных учебных заведений и государственных образовательных учреждений, использующих альтернативные формы образования, представители общественных организаций и движений, журналисты.
Порадовали чёткая организация и доклады по существу. Было приятно видеть, как много светлых и толковых людей, за которыми есть реальные дела, занимаются в России поиском путей развития образования. И не только поиском, но и воплощением найденных решений в жизнь.
При обсуждении мероприятия инициативной группой была выдвинута идея создания общественного экспертного совета по альтернативному образованию.
В ближайшее время будет разработан прототип Положения об общественном экспертном совете и сделаны первые шаги по его организации.
«Педсоветовцы», желающие принять деятельное участие в работе инициативной группы по организации ОЭС могут написать об этом мне.
С глубоким уважением — руководитель международной общественной Лаборатории «Образование для Новой Эры» Анатолий Гин.
P.S. Ниже — тезисы моего доклада на Круглом столе Общественной палаты.
Тезисы
Доклада Анатолия Гина, руководителя международной общественной Лаборатории «Образование для Новой Эры» (www.trizway.com)
Кризис школьного образования наблюдается в США и в странах Европы.
Последние 10 лет это легко отслеживается по тревожным публикациям педагогов и учёных-социологов (например, сравнительно свежая статья «Кошмар средней школы» Нью-Йоркского учителя Д.Т. Гатто), по активным действиям правительств и международных организаций, по программам финансирования образования.
Основная причина кризиса: цивилизационный скачок. Современная система образования создавалась под давлением предыдущего цивилизационного скачка: от сельскохозяйственного мира к индустриальному. Она создавалась под задачи индустриализации и эти задачи решила. Основной способ организации людей в индустриальную эпоху — фабрика. И школа также была школой-фабрикой, перенёсшей многие атрибуты основного производственного паттерна в свой функционал.
Объективные трудности выхода из кризиса системы образования:
- школьное образование наиболее застандартизовано (гораздо больше высшего)
- огромная инерция системы школьного образования (пропорционально количеству вовлечённых в него людей: чиновников, учителей, родителей, школьников)
- сравнительно слабое развитие педагогической науки, не подготовившей «пути перехода»
- рискованность серьёзных поворотов в школьной образовательной системе для политиков
- необходимость финансовых вливаний
В России эти трудности усугубляются:
- коррупционностью
- низкой компетентностью руководящих кадров Минобразнауки в сфере среднего образования
- понижением в течение многих лет общественного статуса учителя и, соответственно, ухудшением качества основного педагогического состава
Выход из кризиса школьного образования — не достаточное, но необходимое условие сохранения целостности страны, и, тем более, модернизации экономики.
В силу вышеупомянутых причин государство не способно построить качественно новую, адекватную современному динамичному миру систему школьного образования.
Тем более, что речь должна идти о переходе от стандартизованного школьного образования к созданию разнообразной образовательной среды, в которых школа остаётся как важнейший, но далеко не единственный ресурс системы среднего образования.
В связи с этим единственный выход заключается в максимальном стимулировании частных инициатив по развитию системы образования.
В этом контексте главным моментом сегодняшнего дня является необходимость оставить в новом законе об образовании возможность семейного, внешкольного обучения.
Дополнительно государство может:
- создать комфортные условия для репетиторов и репетиторских организаций;
- стимулировать бизнес (например, освобождением от налогов), вкладывать средства в образовательные структуры и фонды;
- реорганизовать государственную систему подготовки и переподготовки педагогических кадров;
- стимулировать конкурсы профессионального мастерства среди педагогов, в том числе зависимостью профессионального роста от факта и успешности участия в конкурсах.
- повысить общественный статус учителя
Также государство обязано увеличить финансирование школьного образования, которое финансируется сегодня явно недостаточно.
Существует большое число образовательных частных инициатив хорошего качества. Их обзор выходит за рамки этого доклада. Ещё больше я вижу потенциальных ниш для частной образовательной инициативы.
Например, нами разработан концепт образовательного учреждения нового типа: «Центр учебных погружений» (ЦУП). Представьте себе, например, что в таком Центре по специальным методикам ученик может за 3-4 дня пройти полный курс геометрической оптики или теории эволюции с высоким качеством усвоения, или спецкурсы по современным разделам науки, по методам нахождения новых идей и пр. Такой Центр мог бы быть концентратором и экспериментальной площадкой для разработок и апробации принципиально новых методик и нового содержания обучения. А также местом для воспитания креативной элиты страны.
По теме доклада более подробно: «К парадигме образования нового века».
С глубоким уважением — руководитель международной общественной Лаборатории «Образование для Новой Эры» Анатолий Гин.
Ниже — тезисы доклада А. Гершаника.
Тезисы доклада Александра Гершаника, руководителя Центра гуманитарных исследований
«Альтернативное образование»: дополнение или замена?
- Вступление. Что такое «альтернативное образование» (далее «АО»)?
Негативная эмоциональная окраска словосочетания (по аналогии с «альтернативной культурой» или «альтернативной сексуальной ориентацией»). Отличие реального состояния личности, семьи, общества и государства от идеальных схем, положенных в основу системы теоретиками образования. - Формы «АО» в теории.
Формы образования как воплощения различных представлений о его содержании. Аналогия между домашним хозяйством в условиях «государства развитого социализма» и домашним образованием в условиях «государственной системы образования». Противостояние представлений о целях образования у разных слоев общества, государства, семьи: сохранение устоев или их обновление? - Формы «АО» на практике.
Варианты практического решения различных проблем: государства и личности, общества и семьи, корпораций и конфессий, поколений и сообществ. Легальное, полулегальное и нелегальное образование. Состояние рынка образовательных услуг: его участники и взаимоотношения между ними. - Историческая закономерность развития педагогики.
История учит тому, что она ничему не учит. История педагогики учит: Ничему нельзя научить. На каждом историческом этапе то, что было «альтернативным» вчера, оказывается «основным» в образовании завтра. Что делать сегодня? - Проблема государственной монополии на образование.
В условиях «Третьей глобальной образовательной революции» государственная монополия — анахронизм. В какой мере это наше государство это осознает? Проблема вменяемости верховной власти и педагогической бюрократии на разных уровнях системы. - Состояние «АО» сегодня.
«Цепная реакция» общественных образовательных движений «альтернативщиков» как реакция на «монопольный застой» в госкорпорации «Образование». - Ответ на поставленный в заголовке доклада вопрос.
«АО» — движение от произвольного дополнения существующей государственной системы образования к естественной её замене на общественную систему образования. - Заключение.
Путь урегулирования всех проблем объединение в мировую сеть — «Ассоциацию развития глобального образования» (АРГО) под лозунгом: «Альтернативщики всех форм — объединяйтесь!»
Круглый стол «Альтернативные формы образования» в Общественной палате РФ. 15 апреля 2011 г.
Выступление А. Гина на круглом столе «Альтернативные формы образования» в Общественной палате РФ. 15 апреля 2011 г.