Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 22.01.2011]

Главная / От редактора /
Мракобесие от «патриотов» ЕР

Простите меня, мои творческие друзья и коллеги по педагогическому цеху. Много лет я занимался творческой педагогикой и не лез в политические глупости. Времени было жалко. Но вот, не смог, сорвался в 2011 году.

* * *

Педагогика и школа развиваются в переломных экономических и социальных условиях. Социальные институты, идеология превратились в тормоз для развития воспитания и образования. В противоречие со временем вступила традиция, когда жизненный успех обеспечивают не деловые качества и образованность, а игра обстоятельств и принадлежность к привилегированным сословиям. В результате на вершину власти поднимаются люди если не невежественные, то, во всяком случае, не получившие достаточного воспитания и образования.

— Вы о чём подумали? А ведь это почти цитата из книги по истории педагогики1, речь идёт о 17 — 18 веках.

* * *

Недавно я проводил занятия с группой молодёжи 25-30 лет — в основном выпускниками одного из самых известных российских вузов. Я сказал своё мнение: главный кризис в России — не финансовый. Это кризис компетентности. Строители, не умеющие строить; экономисты, не понимающие экономики; юристы, не знающие даже Конституции; учителя, не умеющие решить задачу «со звёздочкой» из стандартного сборника задач; фальшивые академики всех мастей… Ребята с грустью согласились…

* * *

Нам что, всех этих людей ЦРУ прислало? Или…

* * *

«Рыба гниёт с головы» — русская пословица.

* * *

На заседании Государственно-патриотического клуба партии «Единая Россия», состоявшемся 16 декабря 2010 года, обсуждался вопрос о еще большей «патриотизации» общества — начиная со школьной скамьи. «Патриоты» из Единой России предложили «гениальный» план: обязательными предметами в школе остаются физкультура, ОБЖ и «Россия в мире». Литература, математика, физика и др. — пусть будут предметами по выбору…

Это вызвало в обществе много вопросов:

— А если в школе только 3 ученика выберут математику — для них государство будет содержать учителя или его сократят? А этим ученикам придётся куда-то ездить или со всеми остальными вместо математики изучать то, что попроще?

— Воспитание (в том числе и патриотизма) литературой возможно потому, что есть эта самая Литература, с большой буквы. Литература, которая формирует образы зла и добра, войны и мира, негодяйства и справедливости. Эту литературу создавали гении и таланты на протяжении сотен веков. Именно поэтому она может воспитывать. И чем хотят заменить её «горячие головы» (правильно бы сказать — перегревшиеся) из партии «Единая Россия»?

— Мир стал глобален. Раньше или позже вступление в ВТО неизбежно. Да и сейчас уже все страны конкурируют со всеми. Уже сейчас мы проигрываем конкуренцию Китаю, Южной Корее, Восточной Европе… В том же Китае (как и в других странах) вовсю стараются улучшить систему образования. Все (то есть почти все) понимают, что на глобальном рынке победят те страны, у кого лучше специалисты: физики, химики, биологи, технари… Как, по мнению «патриотов» из Единой России, наши ребята с ОБЖ в голове будут с ними конкурировать? И где будет место «России в мире»?

— и др.

* * *

Я не дам, конечно, системного анализа предложений «патриотов» из «Единой России». Ибо системный анализ бреда — не моя специальность.

* * *

К счастью, предложения этих «патриотов» не будут реализованы. В российском обществе и в его элитах престиж образования по-прежнему весьма высок. На элиты особо надеяться не приходится — разобщены, слабы, не имеют серьёзной гражданской ответственности. За своих личных детей им не страшно — есть Лондон и Берлин, есть частные школы за высокими заборами… Но есть отдельные представители элит, сохранившие гражданскую совесть и гражданскую позицию — и этих людей пока, к счастью, не так уж мало. Однако главная сила — это народ, а именно родители. Я полагаю, что люди просто не поняли ещё, что такое им предложили. Нужно время.

* * *

Разрушительный потенциал предлагаемой «Клубом патриотов» от «Единой России» реформы образования настолько велик, что народ этого уже не потерпит. Какие формы примет народное возмущение — не знаю. Это зависит от многих факторов. Но всё будет очень серьёзно…

* * *

А впрочем, есть надежда, что на самом деле ничего не будет. Ну, выступил Глава комитета Госдумы по культуре Григорий Петрович Ивлиев в ТВ-передаче «Утро России», да и то так невнятно (на случай претензий заранее говорю — моё личное субъективное ощущение), что мало кто понял. Ну, пошумели в Интернете... Эту инициативу быстренько пригасят — тем же прагматичным «единороссам» незачем напрягать ситуацию, да и выборы впереди. Впрочем, и нам нужно для этого постараться. Если промолчим, всё сбудется, как в дурном сне.

* * *

Если мракобесие победит в российском образовании, то мне тут места не будет. Так что за себя воюю. И за своих детей — ни при каких обстоятельствах не допущу, чтобы из них делали идиотов.

С уважением к читателю — Анатолий Гин.

P.S.

«Он понял теперь весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения. Все, что видел в этот день, все значительные, строгие выражения лиц, которые он мельком видел, осветились для него новым светом. Он понял ту скрытую (latente), как говорится в физике, теплоту патриотизма, которая была во всех этих людях, которых он видел, и которая объяснила ему то, зачем эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти». — Это строки из Льва Толстого, «Война и Мир», размышления перед Бородинской битвой. Это и есть настоящая литература, которая воспитывает настоящий, а не крикливый и проплаченный, патриотизм.

Читайте также статью члена-корреспондента РАО Александра Михайловича Абрамова.
(http://www.ng.ru/politics/2011-01-20/3_kartblansh.html)

P.P.S.
По стране ходит анекдот: ФСБ накрыло сеть подпольных кружков. В них изучали физику, химию, математику и другие школьные предметы…


1. Джуринский А. История зарубежной педагогики. «В XVII — XVIII вв. педагогика и школа в Западной Европе и Северной Америке развивались в экономических и социальных условиях, переломных для человечества. Социальные институты, идеология феодализма превратились в тормоз для развития воспитания и образования. В противоречие со временем вступала традиция, когда жизненный успех обеспечивали не деловые качества и образованность, а игра обстоятельств и принадлежность к привилегированным сословиям. В результате на вершину власти поднимались люди если не невежественные, то, во всяком случае, не получившие достаточного воспитания и образования»