Простите меня, мои творческие друзья и коллеги по педагогическому цеху. Много лет я занимался творческой педагогикой и не лез в политические глупости. Времени было жалко. Но вот, не смог, сорвался в 2011 году.
Педагогика и школа развиваются в переломных экономических и социальных условиях. Социальные институты, идеология превратились в тормоз для развития воспитания и образования. В противоречие со временем вступила традиция, когда жизненный успех обеспечивают не деловые качества и образованность, а игра обстоятельств и принадлежность к привилегированным сословиям. В результате на вершину власти поднимаются люди если не невежественные, то, во всяком случае, не получившие достаточного воспитания и образования.
— Вы о чём подумали? А ведь это почти цитата из книги по истории педагогики1, речь идёт о 17 — 18 веках.
Недавно я проводил занятия с группой молодёжи 25-30 лет — в основном выпускниками одного из самых известных российских вузов. Я сказал своё мнение: главный кризис в России — не финансовый. Это кризис компетентности. Строители, не умеющие строить; экономисты, не понимающие экономики; юристы, не знающие даже Конституции; учителя, не умеющие решить задачу «со звёздочкой» из стандартного сборника задач; фальшивые академики всех мастей… Ребята с грустью согласились…
Нам что, всех этих людей ЦРУ прислало? Или…
«Рыба гниёт с головы» — русская пословица.
На заседании Государственно-патриотического клуба партии «Единая Россия», состоявшемся 16 декабря 2010 года, обсуждался вопрос о еще большей «патриотизации» общества — начиная со школьной скамьи. «Патриоты» из Единой России предложили «гениальный» план: обязательными предметами в школе остаются физкультура, ОБЖ и «Россия в мире». Литература, математика, физика и др. — пусть будут предметами по выбору…
Это вызвало в обществе много вопросов:
— А если в школе только 3 ученика выберут математику — для них государство будет содержать учителя или его сократят? А этим ученикам придётся куда-то ездить или со всеми остальными вместо математики изучать то, что попроще?
— Воспитание (в том числе и патриотизма) литературой возможно потому, что есть эта самая Литература, с большой буквы. Литература, которая формирует образы зла и добра, войны и мира, негодяйства и справедливости. Эту литературу создавали гении и таланты на протяжении сотен веков. Именно поэтому она может воспитывать. И чем хотят заменить её «горячие головы» (правильно бы сказать — перегревшиеся) из партии «Единая Россия»?
— Мир стал глобален. Раньше или позже вступление в ВТО неизбежно. Да и сейчас уже все страны конкурируют со всеми. Уже сейчас мы проигрываем конкуренцию Китаю, Южной Корее, Восточной Европе… В том же Китае (как и в других странах) вовсю стараются улучшить систему образования. Все (то есть почти все) понимают, что на глобальном рынке победят те страны, у кого лучше специалисты: физики, химики, биологи, технари… Как, по мнению «патриотов» из Единой России, наши ребята с ОБЖ в голове будут с ними конкурировать? И где будет место «России в мире»?
— и др.
Я не дам, конечно, системного анализа предложений «патриотов» из «Единой России». Ибо системный анализ бреда — не моя специальность.
К счастью, предложения этих «патриотов» не будут реализованы. В российском обществе и в его элитах престиж образования по-прежнему весьма высок. На элиты особо надеяться не приходится — разобщены, слабы, не имеют серьёзной гражданской ответственности. За своих личных детей им не страшно — есть Лондон и Берлин, есть частные школы за высокими заборами… Но есть отдельные представители элит, сохранившие гражданскую совесть и гражданскую позицию — и этих людей пока, к счастью, не так уж мало. Однако главная сила — это народ, а именно родители. Я полагаю, что люди просто не поняли ещё, что такое им предложили. Нужно время.
Разрушительный потенциал предлагаемой «Клубом патриотов» от «Единой России» реформы образования настолько велик, что народ этого уже не потерпит. Какие формы примет народное возмущение — не знаю. Это зависит от многих факторов. Но всё будет очень серьёзно…
А впрочем, есть надежда, что на самом деле ничего не будет. Ну, выступил Глава комитета Госдумы по культуре Григорий Петрович Ивлиев в ТВ-передаче «Утро России», да и то так невнятно (на случай претензий заранее говорю — моё личное субъективное ощущение), что мало кто понял. Ну, пошумели в Интернете... Эту инициативу быстренько пригасят — тем же прагматичным «единороссам» незачем напрягать ситуацию, да и выборы впереди. Впрочем, и нам нужно для этого постараться. Если промолчим, всё сбудется, как в дурном сне.
Если мракобесие победит в российском образовании, то мне тут места не будет. Так что за себя воюю. И за своих детей — ни при каких обстоятельствах не допущу, чтобы из них делали идиотов.
С уважением к читателю — Анатолий Гин.
P.S.
«Он понял теперь весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения. Все, что видел в этот день, все значительные, строгие выражения лиц, которые он мельком видел, осветились для него новым светом. Он понял ту скрытую (latente), как говорится в физике, теплоту патриотизма, которая была во всех этих людях, которых он видел, и которая объяснила ему то, зачем эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти». — Это строки из Льва Толстого, «Война и Мир», размышления перед Бородинской битвой. Это и есть настоящая литература, которая воспитывает настоящий, а не крикливый и проплаченный, патриотизм.
Читайте также статью члена-корреспондента РАО Александра Михайловича Абрамова.
(http://www.ng.ru/politics/2011-01-20/3_kartblansh.html)
P.P.S.
По стране ходит анекдот: ФСБ накрыло сеть подпольных кружков. В них изучали физику, химию, математику и другие школьные предметы…