Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

				
Содержание

[Опубликовано на сайте 30.03.2007]
[Обновлено 30.06.2010]





Вы можете скопировать для себя этот материал в формате .rar

Для этого правой клавишей «мыши» вызовите контекстное меню и выбирете из списка «Сохранить объект как». Укажите путь, куда сохранить данный файл.

Скачать:  Сельская жизнь   (224 Kb)
Скачать:  Биология   (419 Kb)
Главная / Книги /
150 творческих задач для сельской школы

ПОДСКАЗКА ДЛЯ УМНЫХ: КУРС НА РЕСУРС

теоретическое введение

Однажды великий маг и волшебник Гарри Гудини на спор бросился в прорубь в наручниках, с тщательно связанными руками и ногами. Маг, как уже это неоднократно было при большом стечении народа, стал быстро освобождаться от пут. И вдруг мощное течение реки затянуло его под лёд…

Прошло несколько минут, и никто уже не надеялся увидеть Гарри живым — ведь известно, что человек может пробыть в воде не более трёх с половиной минут. А прошло почти восемь, когда ассистенты догадались бросить в прорубь толстую верёвку, за которую схватился Гудини и с её помощью выбрался из проруби.

Как ему удалось выжить связанному и без воздуха?
Если во время связывания сильно напрячь мышцы, то после расслабления путы немного ослабнут — появится небольшая свобода для движений. Специалисты по решению изобретательских задач говорят так: появился пространственный ресурс.

Гудини умел виртуозно прятать в собственном теле различные микроинструменты типа острой шпильки. Он размещал их в ушной раковине (тоже пространственный ресурс) и даже под собственной кожей. Специалисты назвали бы эти инструменты заранее подготовленным ресурсом. А чтобы подготовить их заранее, нужен временной ресурс.

Говорят, что путём долгой тренировки маг даже научился безболезненно разбирать на части собственные суставы и собирать их. Это тоже помогало ему выскользнуть из любых верёвок. Такое особое умение специалисты называют функциональным ресурсом.

Остаётся ещё одна загадка: как человек (пусть и великий фокусник) продержался под водой столько времени без воздуха? Налицо противоречие: воздух должен быть, иначе бы Гарри задохнулся, и воздуха не должно быть, ибо в воде нет воздуха, которым может дышать человек.
Раз уж маг не задохнулся, мы предположим, что воздух для его дыхания всё же нашёлся. Где?

Оказывается, между водой и льдом в реке есть тонкая прослойка воздуха! Тренированному человеку вполне достаточно этого небольшого количества воздуха, чтобы добраться до проруби. Гарри использовал необходимый ему ресурс нужного вещества, который был скрыт в окружающей среде.

В этом примере задачу (освобождение от пут) решал человек, но и природа свои задачи решает с помощью тех же ресурсов:

  • пространственных;
  • временных;
  • вещественных;
  • функциональных;
  • и других.

Вот пример.

БОБРЫ ПОДО ЛЬДОМ

Бобров называют инженерами за их удивительные постройки: хатки, каналы, плотины с запрудами, норы. Хатки возвышаются над водой, а входы в них всегда находятся под водой. Суровыми зимами водоёмы покрываются толстым слоем непробиваемого льда. Однако бобры и зимой ухитряются отплывать далеко от хатки.

Как это возможно, если им регулярно нужно вдыхать воздух?

Не правда ли, задача в чём-то похожа на предыдущую? Однако это не простая аналогия. Ведь бобрам для их длительных заплывов недостаточно той тонкой прослойки воздуха, которая сама по себе образуется между водой и льдом…

Строго говоря, природа решает задачи не так, как человек. Человек целенаправленно ищет ресурсы, которые помогают ему добиться цели. А живые существа просто используют все возможности, чтобы обеспечить выживание своего вида.

Но результаты-то очень похожи — как будто сама Природа действительно решает задачи и ищет для этого ресурсы. Поэтому для разгадки тайн живой природы мы можем допустить, будто все живые существа решают задачи, подобно человеку. Став «на их место», мы тоже сможем решить эти задачи, а значит, разгадать их тайны.
Всё, что живой организм так или иначе использует для своих нужд, мы будем считать ресурсами. Эти ресурсы живые «решатели» находят в окружающем пространстве, в живых и неживых объектах, внутри самих себя и даже во временных изменениях, например используют время прилива или сезонные холода.

Кстати, для успешного решения природных задач (то есть, когда вам нужно объяснить особенности строения или поведения живого существа) мы предлагаем хорошего помощника. Этот помощник — тоже инструмент, но в отличие от инструмента Гарри Гудини чисто интеллектуальный. В приложении 3 вы найдёте ДОГОВОР — он поможет вам найти ресурсы для решения многих задач.

А теперь — в путь...

Интересных вам находок и удивительных сюрпризов!

Хочешь быть умным — будь им!


 СОДЕРЖАНИЕ Следующая глава