Дидактическая игротека — 2
Подсказы телом
Разучивание стихов (а также и других текстов) может стать не только поводом для игры, но и содержанием игрового действа…
Инвентарь: столы, стулья, листы с текстом.
Описание игры
Участники (ученики) делятся на 4 группы (или на 2, или на 6 — важно, чтобы число групп было четным) по 4-6 человек. Группы размещаются за столами (у каждой группы свое рабочее место), на которых лежат листы с текстом. Ведущий сообщает, что группы будут работать попарно, например, первая со второй, а третья с четвертой.
Ведущий дает участникам время (3-5 минут), за которое нужно выучить текст и обговорить (при желании) систему подсказок. Затем в группах с помощью жребия определяется «счастливец», который будет читать текст наизусть. И, опять же с помощью жребия, пары групп определяют, кому в первом раунде игры читать текст, а кому — оценивать качество декламации и корректность подсказок. Во втором раунде роли меняются.
Итак, время вышло и жребий брошен. Первый чтец идет на условную сцену и, не отрывая глаз от своих товарищей, начинает выразительно читать свой текст. А смотрит на команду он не ради моральной, а, скорее, ради информационной поддержки. Ведь группа может подсказывать. Но как! Подсказывать звуками или написанием слов или букв нельзя (запрещено «писать» даже в воздухе). То есть подсказывать можно только мимикой, жестами, телодвижениями. Причем отходить от своего стула тоже нельзя. А вот использовать предметы, которые находятся под рукой, разрешается. Текст в течение всей игры остается в распоряжении группы.
От чтеца требуется, чтобы стих не разрывался, читался без пауз. Читать медленно, тяну-у-уть гла-а-асны-ы-ые, разрешается. А пока слова тя-я-яну-у-утся-я-я, глядишь, удастся «перевести» язык жестов, на котором с чтецом активно «общается» его команда, на русский.
Маленький секрет. Умно поступят те ребята, которые, как сказано выше, придумают за время разучивания систему подсказок, а именно — заранее свяжут определенные части текста с оговоренными жестами или движениями.
Игра придумана М. В. Ганькиной («Грамматическая аптечка», СПб., 2005)
Летописец
Идет урок истории. Учитель объясняет новую тему. Рассказывает о событиях, о героях минувших лет. А ученики превращаются в летописцев. Их задача — выделять в рассказе учителя важные подробности и записывать, кто, где, когда и что совершил.
В конце урока можно провести конкурс на лучшего летописца. Формат конкурса может быть различным — индивидуальный или командный опрос, письменный зачет.
Можно предложить детям выполнить летопись дома в «старинном стиле», а потом устроить выставку «манускриптов».
Игра придумана учителем истории Е. Г. Рябченко (http://his.1september.ru/2004/03/26.htm)
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПОРТРЕТ КЛАССА
Этот игровой прием относится к играм для хорошего настроения. Он поможет познакомить учеников друг с другом, побудить к общению, повысить интерес друг к другу; объединить класс.
Описание
Ученики сообщают о себе разные сведения, которые суммируются и фиксируются в сводной таблице. В результате можно узнать много интересного. Например, «вес класса» (сумма весов всех учеников), «рост класса», суммарное количество полных лет учеников, месяцы, в которые ученики класса отмечают дни рождения, увлечения класса, любимые книги класса, какие домашние животные обитают в домах учеников и т.д. «Ого, какие мы, оказывается!», примерно такие высказывания можно будет услышать после обнародования получившегося «коллективного портрета».
(из книги «Урок + Игра», СПб, 2010)
Линейка с продолжением, или Школьная легенда
Первого сентября в школах проходят традиционные праздничные линейки. Звучат приветственные речи, читаются стихи, поются песни, разыгрываются сценки. Каких только персонажей не увидишь в этот день на школьном крыльце! Тут могут появиться герои сказок и кинофильмов, звезды эстрады, исторические деятели, музы и даже сами школьные науки. Сыграв свои роли, они надолго покидают школу. Но что мешает этим персонажам стать постоянными гостями школы, стать школьной легендой?
В петербургском лицее 590, например, таким легендарным персонажем стал … Пчёлыч. Кто такой Пчёлыч? Ну как вам сказать, Пчёлыч, это и есть Пчёлыч. Если хотите, это такой большой домовой пчел. Он очень добрый, общительный и довольно симпатичный. У него приветливая мордашка и великолепные усы. Одевается Пчёлыч в яркий полосатый костюмчик. Почему именно Пчёлыч? Это давняя история. В свое время школе был объявлен конкурс на лучший вариант школьной эмблемы. Среди других интересных вариантов выделялся лаконичный рисунок одной девочки. Она изобразила… пчелиные соты. Эмблема понравилась. И с точки зрения художественных достоинств, и с точки зрения идейного, так сказать, содержания. В самом деле, пчелы — дружные, работящие, организованные и толковые создания. И в этом на них вполне можно равняться. Не зря говорят: «Он трудится, как пчелка». В общем, в итоге был утвержден именно «пчелиный» вариант. С тех пор пчелиная терминология прочно вошла в жизнь лицея. Например, помещение, в котором занимаются ученики начальной школы, называется «деревня Пчелкино», название лицейской газеты — «Из жизни пчел»…
Итак, 1 сентября во время линейки на крыльце появляется Пчёлыч. Кстати сказать, он может существовать в двух ипостасях. Во-первых, роль Пчёлыча может исполнить загримированный школьник. А еще Пчёлыч может быть обычной мягкой игрушкой. Приветствуя собравшихся, он по секрету сообщает, что живет в школе с момента ее постройки, радуется ее успехам и переживает из-за неудач. И конечно, знает обо всем, что происходит в стенах школы. Особо приветствует Пчёлыч самых младших участников праздничной линейки — первоклассников. Он поздравляет их с началом учебы и высказывает свою уверенность в том, что непременно подружится с такими замечательными ребятами. Пчёлыч желает первоклашкам хорошего настроения и успехов и обещает приходить к ним в гости. Еще раз поздравив всех с праздником, Пчёлыч удаляется. Линейка вскоре завершается, но общение Пчёлыча с учениками только началось.
Проходит неделя, другая, и вот в один прекрасный день Пчёлыч появляется у первоклашек на уроке. Если роль Пчёлыча исполняет актер, то он приходит в класс сам, если же Пчёлыч игрушка, то его либо приносит кто-нибудь из педагогов, либо незаметно достает учитель. Пчёлыч начинает общаться с первоклашками. Оказывается, он действительно прекрасно знает все, что происходит в классе, знает, чему научились дети за эти дни, знает, что у них получается и что вызывает затруднения. Мало того, оказывается, Пчёлыч знает даже кто с кем дружит и кто с кем поссорился. Добрый Пчёлыч дает ребятам полезные советы о том, как вести себя на уроке и дома, во что играть на перемене и во дворе, мирит ребят. (Интересно, что мнение Пчёлыча оказывается весьма значимым для маленьких учеников, они стараются следовать его советам.) Прощаясь, Пчёлыч говорит о том, что напоминает ребятам о том, что теперь они тоже жители школы, просит беречь ее так же, как мы все бережем свой дом. Пчёлыч обещает навещать ребят, а если навестить по какое-нибудь причине не получится, обещает прислать письмо.
И в самом деле, время от времени дети получают письма от Пчёлыча. В письмах могут содержаться поздравления, предложения провести творческий конкурс (например, конкурс рисунков), напоминания о том, как себя вести (например, находясь на улице). Ну а если поведение некоторых учеников оставляет желать лучшего, Пчёлыч может написать, что так огорчен теми или иными поступками или происшествиями, что вынужден отложить свой визит. Но надеется, что в ближайшее время все наладится и он снова окажется в классе у своих друзей — первоклассников.
Пчёлыч любит приходить на праздники, поздравлять детей и учителей и веселиться вместе с ними. Иногда Пчёлыч приходит не один, а со своими друзьями — известными и любимыми детьми персонажами — Буратино, Феей, Незнайкой, Котом в сапогах и другими. В особых случаях Пчёлыч может навестить кого-нибудь персонально. Поддержать в трудную минуту, поговорить по душам, подарить что-нибудь… Пчёлыч объясняет ребятам, что в жизни не все идет гладко, порой бывает так, как на его костюмчике — светлая полоска, потом темная, зато потом — снова светлая! Случается, что Пчёлыч отправляется к школьнику домой, погостить на выходные или на каникулы (конечно, в виде игрушки).
Так персонаж, который приветствовал школьный коллектив на линейке 1 сентября, становится другом и помощником для детей и для педагогов, становится полноправным жителем школьного города. Наверняка в каждой школе найдется место для своего Пчёлыча.
Игровой сценарий придуман Т. В. Рощиной, Н. В. Зорской и Ю. В. Гуриным (http://ruk.1september.ru/article.php?ID=200901603)
Дидактическая игротека |